Электрифицированные пособия и приборы для обучения слепых детей
Вопрос о наглядности обучения в школах слепых неоднократно обсуждался на страницах русской и иностранной прессы.
Вопросом этим занимался ряд съездов и конференций работников школ слепых. Проблема наглядности преподавания приобрела особую остроту у нас в Советском Союзе, где перед школой слепых, как и перед массовой школой, постав¬лена задача преподнесения учащимся очерченного круга систематических знаний, которые бы с большим эффектом могли быть применены на практике.
Наглядные пособия и приборы, изготовляемые для массовой школы, в применении их в школе слепых могут быть для удобства их рассмотрения условно классифицированы следующим образом:
1) пособия, не требующие никаких изменений и переделок для использования их слепыми;
2) пособия, применение которых в школе слепых становится возможным при внесении некоторых незначительных изменений;
3) та¬кие приборы и пособия, которые для применения их слепыми должны быть коренным образом переделаны и нередко требуют изменения как внешнего вида прибора, так и самого принципа его действия.
Огромную работу в области приспособления наглядных пособий для слепых проделали теоретики и практики тифлопедагогики Союза Советских Социалистических Республик.
Однако необходимо отметить, что множество вопросов по приспособлению и усовершенствованию наглядных пособий для слепых до сих пор ещё не нашло своего разрешения.
Многие из приспособленных ранее приборов, при повышенных требованиях, какие по Отношению их качества, точности показа и чувствительности предъявляет сейчас школа, не могут считаться удовлетворительными.
В течение семи лет автором этой книги была проделана работа по приспособлению некоторых наглядных пособий, приборов и опытов для слепых, основанных на применении свойств электрического тока. Автор отнюдь іне выражает того мнения, что описываемые здесь пособия и приборы должны полностью вытеснить применяівшиеся ранее одноимённые пособия. Именно при умелом сочетании пособий и приборов, применявшихся ранее и описываемых в этой работе, может быть достигнута наибольшая эффективность педагогического процесса.
Автор поставил перед собой задачу: приспособить ряд таких наглядных пособий и приборов, которые восполняли бы пробелы, имеющиеся в других одноимённых им приборах и пособиях, сконструировать на основе нового принципа некоторые приборы, ранее вовсе не применявшиеся слепыми или отличавшиеся большой неточностью и малой чувствительностью.
В этой книге описаны, конечно, далеко не все те приборы и опыты, применение которых слепыми может быть основано на использовании электрического тока. Однако думается, что, ознакомившись с характеризуемыми здесь приборами, читатель поймёт, как велик ещё список тех пособий, приборов и опытов, которые могут быть применены-для слепых путём использования принципа электрификации.
Большая заинтересованность, проявляемая школами слепых и отделами Общества слепых к данным пособиям, большое количество запросов и заказов на их изготовление вы¬звали необходимость описать способ их изготовления и осве¬тить опыт их применения. Автор считает себя не вправе умолчать о проделанной работе тем более, что мастерская по изготовлению таких пособий отсутствует, и каждый из заинтересованных читателей, ознакомившись с описанием, сможет сам без особого труда изготовить все рекомендуемые здесь приборы.
Следует отметить, что некоторые из приспособленных приборов могут быть с успехом использованы не только школами слепых детей и взрослыми слепыми, но и школами для слабовидящих детей.
В работе даются описания лишь тех пособий, которые проверены на практике, с указанием в конце главы на то, ка¬кие приборы могут легко быть приспособлены подобно при¬бору, описываемому в соответствующей главе.
В первой главе даются общие указания об установке электрической сети, необходимой для пользования всеми приборами и пособиями; в каждой из остальных глав — описание устройства и применения отдельного пособия, прибора или опыта.
Автор считает своим долгом выразить большую благодарность старшему лаборанту лаборатории по изготовлению наглядных пособий при Ростовской на Дону школе слепых детей Ф. С. Полесскому, оказавшему большую помощь сове¬тами и практическим выполнением проектов, а также препо¬давателям Ростовской на Дону школы слепых Н. М. Новико¬вой и М. Н. Миронову, впервые на практике применившим многие из предложенных пособий и давшим ряд ценных ука¬заний автору.
Содержание:
ВведениеI. Установка электрической сети для пользования электрифициро¬ванными наглядными пособиями и приборами. (Общие замеча¬ния.)
а. Установка сети пониженного напряжения при наличии в здании сети городского тока.
б. Пользование электрифицированными пособиями, прибора¬ми и опытами в случае отсутствия электрической энер¬гии, даваемой станцией.
II. Электрифицированные звучащие географические и истори¬ческие карты
III. Электрифицированный флюгер для слепых
IV. Электрифицированный анероид для слепых
V. Мензурки для слепых
а. Электрифицированная мензурка для жидкостей, проводя¬щих ток
б. Мензурка для любых жидкостей.
VI. Электрифицированный уровень.
VII. Некоторые опыты по физике, приспособленные для слепых по принципу электрификации
1. Установка демонстрационных лабораторных весов.
2. Опыты под колоколом воздушного насоса.
а. Опыт, демонстрирующий давление газа.
б. Опыт с бароскопом.
Мероприятия
Ближайших мероприятий нет
Карточки
- Антонов, Н.К., Первые уроки жизни
- Земцова, М.И., Дети с глубоким нарушением зрения
- З.И. Марголин, Электрифицированные пособия и приборы для обучения слепых детей
- Саломатина, И.В., Синдром Ушера и наши дети
- Любимов, А.А., Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению