Костючёк Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых (I—V классы)
В книге представлены результаты исследования развития речи слепых детей (в сравнении со зрячими) на основе обобщения опыта обучения русскому языку в школе слепых и показаны пути и средства преодоления и предупреждения специфических трудностей, возникающих у слепых детей при обучении их русскому языку.
Издание рассчитано на научных работников и учителей школ слепых в области дефектологии. Введение
Учителя младших классов школ слепых неоднократно указывали на трудности, которые возникают у слепых детей при понимании и объяснении ими слов и фраз, а также при пересказе текстов, связанных с описанием конкретных предметов, явлений и их свойств.
Наблюдая более десяти лет учащихся младших классов различных школ слепых в их повседневной жизни, учебной и трудовой деятельности, мы обнаружили, что процесс их речевого развития характеризуется определенным своеобразием.
Слепые дети могут длительное время оперировать усвоенными при речевом общении словами, не представляя себе обозначаемых ими предметов. Это становится причиной формальных, недостаточно осмысленных знаний и затрудняет речевое развитие.
Является ли это своеобразие речи только следствием потери зрения или усугубляется неблагоприятными для слепого условиями развития?
Может ли оно предупреждаться или преодолеваться в процессе обучения? Все это мы пытаемся решить в своем исследовании.
Настоящая работа представляет собой результат исследования речи слепых детей в сравнении с речью зрячих младших школьников.
Цель настоящей монографии состоит в том, чтобы:
а) показать особенности развития речи слепых учащихся начальной школы, главным образом со стороны словаря и грамматического строя;
б) установить и объяснить причины затруднений, возникающие у них при овладении знаниями по русскому языку, а также отобрать и систематизировать наиболее эффективные приемы и методы обучения, направленные на совершенствование речи слепых детей.
В нашу задачу не входит разработка и изложение методики обучения русскому языку слепых детей. Мы излагаем обобщенный нами опыт учителей по вопросу обучения слепых правильной речи, пользуясь тем, что он опубликован в печати. Здесь же приводятся приемы и способы обучения русскому языку, используемые в массовой школе и приспособленные к условиям школ слепых. Приведенные в настоящей работе принципы и методы развития речи слепых детей могут быть дополнены и творчески развиты учителями школ слепых.
Монография об особенностях развития речи слепых детей состоит из трех глав: в первой главе даются краткие сведения о закономерностях развития речи детей младшего школьного возраста в норме и раскрываются теоретические предпосылки и методы изучения развития речи у слепых детей. К этой же главе прилагается критический обзор литературы о речи слепых в истории зарубежной, русской и советской тифлопедагогики.
Во второй главе рассматриваются особенности развития словарного запаса у слепых учащихся начальной школы, в частности овладение ими словами, обозначающими конкретные предметы и их признаки, усвоение переносных и общих значений слов. Здесь же приводятся методы словарной работы, способствующие обогащению и активизации словаря слепых детей.
Третья глава посвящена изучению грамматического строя и связной речи слепых детей. В этой главе описывается формирование речевых структур в процессе обучения, т. е. по мере овладения детьми письменной речью и грамматикой; предлагаются приемы, способствующие успешному усвоению грамматического материала в школе слепых.
Настоящая монография может представить интерес для тех, кто работает в области дефектологии и психологии, и быть полезной для учителей школ слепых.
Содержание:
ВведениеГлава I Общие сведения о развитии речи младших школьников, обзор учений о речи слепых, теоретические предпосылки и задачи исследования речи слепых детей
§ 1. Общие сведения о развитии речи младших школьников
§ 2. Обзор учений о речи слепых в истории зарубежной, русской и советской тифлопедагогики
§ 3. Теоретические предпосылки и задачи исследования речи слепых детей
Глава II Словарный запас слепых детей младшего школьного возраста
§ 1. Особенности развития словаря, связанного с конкретными представлениями
§ 2. Усвоение слепыми детьми слов, выражающих общее понятие, и слов, употребляющихся в переносном значении
Глава III Развитие грамматического строя речи у слепых детей младшего школьного возраста
Развитие грамматического строя речи у слепых детей младшего школьного возраста
Мероприятия
Ближайших мероприятий нет
Карточки
- Любимова, М.П., Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения
- Соколов, В.В., Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией
- Любимова, М.П., Приёмы сопровождения лиц с нарушением зрения в процессе передвижения в пространстве
- Носкова, Л.П., Учимся наблюдать, говорить, читать, писать
- Антонов, Н.К., Первые уроки жизни