Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению
Любимов А.А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению
07.03.2012
Под пространственной ориентировкой инвалидов по зрению в данной статье имеется в виду обучение слепых и слабовидящих самостоятельному передвижению в пространстве.
Термин «ориентация» (ориентировка) в переводе с латинского (orientis — восток) имеет ряд значений. Прежде всего, это способность человека определять своё местоположение по компасу и ориентироваться по сторонам горизонта [БАРС. Т. 1, 1987, С. 78]. Помимо данного значения термин «ориентация» (ориентировка) употребляется применительно к жизнедеятельности человека: ориентироваться в ситуации, ориентироваться в сложившейся обстановке и т.д. Таким образом, понятие «ориентация» (ориентировка) используется как термин, обозначающий умение человека определять своё место в пространстве или в происходящих событиях, а также намечать дальнейший путь движения или направление действий. Однако, несмотря на столь разноплановое и многостороннее использования термина «ориентация» (ориентировка) в большей мере он употребляется применительно к человеку в пространственно-временном отношении.
В деятельности человека мы вряд ли найдём ситуации, в которых ориентировка в пространстве не была бы существенным компонентом его жизни, то есть пространственная ориентировка имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Эта её универсальность связана с тем, что она «…является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности» [И.С. Якиманская, 1980, С. 5].
В педагогике и психологии, а также в других областях знаний термины «пространственная ориентировка», «пространственная ориентация», «ориентировка в пространстве», «ориентация» являются общепринятыми. Однако различными авторами они понимаются и определяются по-разному.
Ориентация в пространстве рассматривается рядом авторов (Г.Л. Комендантов, М.Н. Наумов, В.С. Сверлов, Ю.И. Петров и др.) как определение человеком своего местоположения относительно избранных им объектов окружающей среды, а также взаимоположение этих объектов относительно друг друга. Так, В.С. Сверловым ориентировка, или, что то же, ориентация, рассматривается как умение разобраться в обстановке [1951, С. 3]. Г.Л. Комендантов предлагает рассматривать ориентировку как способность человека и животных оценивать свое положение относительно земли, других небесных тел, различных предметов, находящихся на поверхности земли и т. д. [1959, С. 3].
Однако среди тифлологов было понимание того, что одной способности человека оценивать своё местоположение относительно различных объектов окружающей среды недостаточно для ориентировки и самостоятельного передвижения в пространстве. Тогда для этих целей было предложено использовать какую-либо удобную для человека систему отсчёта [Ф.Н. Шемякин, 1959; Д.Б. Островская, 1971; А.Г. Литвак, 1972].
Ориентировка раскрывается и как процесс использования органов чувств в определении человеком своего положения относительно других зрительных объектов в данной обстановке [ А.М. Кондратов, 1976, С. 38].
Помимо определения человеком своего местоположения в пространстве и относительно окружающих объектов, а также различных систем отсчёта, в понятие «ориентация» М.Н. Наумов первым включает и направление движения относительно сторон горизонта [1982, С. 4].
Таким образом, анализ отечественной литературы показал, что термин «ориентировка» (ориентация) рассматривается как реализация человеком таких взаимосвязанных факторов как:
· определение своего местоположения относительно сторон горизонта или объектов окружающей среды;
· определение формы и величины объектов окружающей среды;
· определение положения объектов окружающей среды и их взаиморасположения;
· использование систем отсчёта и различных ориентиров;
· получение информации сохранными анализаторами об окружающем пространстве.
Понятие «мобильность» (mobility - подвижность; маневренность; изменчивость; непостоянство) в переводе с английского, прежде всего, означает подвижность, маневренность [БАРС. Т.2., 1987, С. 1015]. Данный термин используется в настоящее время применительно к объектам окружающей среды в значении "маневренный" и к человеку, в значении "подвижный". Однако между понятиями "мобильный" и "подвижный" существует отличие. Термин «подвижный» больше используется в значениях "способный к перемещению", "незакреплённый, шатающийся", тогда как "мобильный" - это способный быстро передвигаться; способный быстро ориентироваться в обстановке, быстро выполнять какие-либо задания [Эл. слов. Lingvo X5, 2011]. В данной статье понятие «мобильный» относится к человеку - инвалиду по зрению, способному самостоятельно передвигаться в пространстве с использованием или без использования технических средств. Важно отметить, что слепой или слабовидящий, передвигающийся в пространстве с постоянным сопровождающим, не считается, а, следовательно, и не является мобильным.
Сегодня уже очевидно, что одним из основных направлений в (ре)абилитации инвалидов по зрению, наряду с развитием сенсорной сферы, социально-бытовой ориентировкой и развитием коммуникативных способностей, является пространственная ориентировка.
В отечественной тифлолитературе встречается множество различных названий этого направления (ре)абилитационной работы– «Ориентация в пространстве», «Пространственная ориентировка», «Ориентирование в пространстве и мобильность», «Ориентирование и мобильность» и др. Такое многообразие терминов обусловлено тем, что в данном направлении тифлологии на современном этапе развития этой науки соответствующий понятийный аппарат только формируется.
Что касается исторически складывавшейся практики обучения инвалидов по зрению самостоятельному передвижению в пространстве, то она развивалась в следующей последовательности:
· обучение людей, потерявших зрение взрослыми;
· обучение детей школьного возраста;
· обучение детей дошкольного возраста;
· обучение людей с дополнительными нарушениями всех возрастов.
Первые программы по обучению взрослых инвалидов по зрению пространственной ориентировке были разработаны сотрудниками школ восстановления трудоспособности слепых (ШТВС) для реализации целей и задач названных учреждений. Поскольку в ШТВС направлялись инвалиды по зрению, достигшие 18 лет и старше, то и программы обучения пространственной ориентировке были рассчитаны на взрослых инвалидов по зрению. Эти программы обучения применялись не только в ШВТС, но и в первичных организациях Всероссийского общества слепых (ВОС) и в отделах реабилитации на учебно-производственных предприятиях ВОС.
Вместе с тем, заметим, что еще в 1937/38 уч. году в учебном плане школ слепых выделялось 2 часа на пространственную ориентировку учащихся подготовительных классов [В.А. Феоктистова, 1987]. Однако, этот курс в школах тогда не получил дальнейшего развития и программно-методического обеспечения.
Анализ состава реабилитантов ШТВС, проведённый Г.А. Будкиной в 1976 г., показал, что многие слепые выпускники специальных школ направляются в школы восстановления трудоспособности слепых на социальную и элементарную реабилитацию. Это было обусловлено тем, что слепые выпускники специальной школы оказались неподготовленными к самостоятельной жизни вне школы-интерната, несмотря на то, что их уровень подготовки по общеобразовательным предметам был равным, а то и превосходил уровень подготовки нормально развивающихся сверстников.
В связи с этим было принято решение включить в программу специальных школ для слепых и слабовидящих коррекционные занятия, направленные на (ре)абилитацию и социализацию учащихся. В частности, в учебные планы школ для слепых были включены отдельные коррекционные занятия по обучению воспитанников пространственной ориентировке.
В 1986 г. пространственная ориентировка была включена в программу специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для слепых. Это произошло во многом благодаря тем результатам, которые показывали выпускники специальных школ для детей с нарушением зрения, в которых силами педагогов-энтузиастов и педагогов-новаторов проводились занятия по пространственной ориентировке. Результатом и следствием успехов в адаптации в открытом обществе выпускников-инвалидов по зрению, обучавшихся ориентировке в пространстве, стало включение курса «Пространственная ориентировка» в базисный учебный план для образовательных учреждений III вида. К сожалению, тогда (в 1986 г.) названный курс не вошел в перечень коррекционных занятий для школ IV вида.
Изучение эффективности обучения пространственной ориентировке инвалидов по зрению показало, что чем раньше ребёнок с нарушением зрения овладевает способами и приёмами пространственной ориентировки, тем более самостоятельным он становится в дальнейшем, и тем проще и безболезненнее происходит процесс его адаптации в обществе по окончании школы [Л.И. Солнцева, Л.А. Семёнов, В.А. Феоктистова и др.].
Исследования, проведенные в 80-е годы XX века, показали, что обучение слепого ребёнка пространственной ориентировке и мобильности необходимо начинать до его поступления в школу [Л.И. Солнцева, Л.А. Семёнов и др.]. Задачи, решаемые на занятиях по пространственной ориентировке в дошкольном образовательном учреждении, зависят от степени компенсации слепоты и индивидуальных особенностей ребёнка, т.е. степень компенсации слепоты определяет возможности и уровень овладения пространственной ориентировкой с учётом его индивидуальных особенностей [Л.И. Солнцева, 1980].
Сформированность у ребёнка умений и навыков напрямую зависит от овладения им специфичными для слепого приёмами и способами ориентировки в пространстве. Индивидуальные особенности и степень компенсации слепоты определяют нагрузку и объём занятий по пространственной ориентировке. Однако, несмотря на степень компенсации слепоты, занятия по пространственной ориентировке должны оставаться одним из приоритетных направлений в коррекции вторичных отклонений в развитии и (ре)абилитации для слепого ребёнка в дошкольном возрасте [Л.И. Солнцева, Л.А. Семёнов, 1989].
В 80-90-е годы XX века разработка содержания занятий по пространственной ориентировке в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения продолжилась. В 1995 г. пространственная ориентировка была включена в программу как самостоятельное коррекционное направление в работе тифлопедагога.
Анализируя ключевые, на наш взгляд, работы, посвящённые пространственной ориентировке слепых и слабовидящих, и определения термина «пространственная ориентировка», проследим развитие рассматриваемого направления. Анализ изменения формулировок определений, приводивший к изменению содержания обучения, позволит выделить приоритеты в обучении пространственной ориентировке инвалидов по зрению.
В.С. Сверлов, говоря о пространственной ориентировке слепых, отождествляет понятия «ориентировка» и «ориентация». Он вкладывает в это понятие умение слепого разобраться в обстановке. Под «обстановкой» подразумевается обстановка окружающего пространства, т.е. не только пространство, в котором находится слепой, но и те события, которые в нём происходят [В.С. Сверлов, 1951, С. 3].
Далее автор формулирует умение человека ориентироваться в пространстве через следующие навыки: определение величины и формы пространства; определение величины и формы предметов, наполняющих это пространство; расположение объектов в пространстве и своё месторасположение относительно них.
В следующей своей работе В.С. Сверлов предлагает более ёмкое определение: «Пространственная ориентировка — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них.» [В.С. Сверлов, 1969, С. 3].
Таким образом, В.С. Сверлов рассматривал пространственную ориентировку с позиции ориентирования. Он считал, что научив слепого определять размеры пространства и предметов, его наполняющих, а также научив инвалида по зрению, определять расположение объектов в пространстве относительно друг друга и относительно себя, можно решить проблему самостоятельного передвижения.
Анализ работ В.С. Сверлова, внесшего огромный вклад в развитие обсуждаемой проблемы, показывает, что основополагающим в передвижении инвалида по зрению является умение ориентироваться. Мобильность, как важную составляющую пространственной ориентировки, В.С. Сверлов ещё не рассматривал. Он считал, что если слепой может сориентироваться в пространстве, то преодоление расстояния от точки «А» до точки «Б» не вызовет у него затруднений. Вопросы передвижения в пространстве В.С. Сверлов рассматривает в главах «Счёт шагов» и «Приёмы хождения» (1951).
Расширяя психолого-физиологический подход к пространственной ориентировке у слепых детей младшего школьного возраста, Л.А. Семёнов (1979), рассматривает пространственную ориентировку и подвижность через введение технических средств ориентирования. Основываясь на тезисе П.Я. Гальперина о том, что ориентировка и практические действия нераздельны и тесно переплетаются между собой, а также определяют друг друга по характеру выполняемых задач, Л.А. Семёнов ограничивается в своём исследовании анализом ряда компонентов, наиболее значимых для передвижения слепых в пространстве: прямохождение, оценка расстояния, выбор направления, точность локализации звукового источника и ощущение препятствия [Л.А. Семёнов, 1979, С. 7].
М.Н. Наумов (1982) рассматривает пространственную ориентировку, как и В.С. Сверлов с позиции ориентирования на местности. Однако в учебном пособии «Обучение слепых пространственной ориентировке» он опирается не на окружающие объекты, а на стороны горизонта. Кроме того, М.Н. Наумов обращает внимание на то, что ориентировка является процессом, т.е. формируемым навыком, а не способностью. Определение пространственной ориентировки М.Н. Наумова более универсально, т.к. основывается на сторонах горизонта, которые вне зависимости от местонахождения слепого, вида и формы пространства, наличия и количества объектов всегда неизменны. «Ориентация — это процесс определения своего положения на местности или направления своего пути относительно сторон горизонта и предметов (объектов), являющихся ориентирами на данной местности.» [М.Н. Наумов, 1982, С. 4].
Несмотря на то, что ориентация рассматривается автором, как процесс определения человеком своего местоположения или направления движения относительно сторон горизонта и окружающих объектов, в своём учебном пособии М.Н. Наумов уделяет внимание не только обучению ориентировке на местности, но и умению самостоятельно передвигаться с использованием белой трости (в здании, на улице, в общественном городском транспорте и т.д.) [М.Н. Наумов, 1982].
Психологический подход к самостоятельному передвижению выделяет восприятие пространства слепыми как фундамент, на котором основывается возможность пространственной ориентировки инвалидами по зрению. Помимо восприятия, вторым важным компонентом пространственной ориентации А.Г. Литвак считает формирование у слепых топографических представлений [А.Г. Литвак, 1989, С. 107]. Иными словами, формирование навыков пространственной ориентировки слепых и слабовидящих основывается на восприятии окружающего пространства всеми сохранными анализаторами и сформированности топографических представлений о том пространстве, в котором ориентируется инвалид по зрению.
Следующий вклад в разработку проблемы обучения слепых самостоятельному передвижению был внесен Ю.И. Петровым. Этот автор рассматривает пространственное ориентирование как набор умений: выбор направления, сохранение направления, составление представления об окружающих предметах на основе информации, полученной сохранными анализаторами, достижение конечной цели путём постоянного оценивания взаиморасположения объектов окружающей среды [Ю.И. Петров, 1988]. Определяя пространственную ориентировку как набор определённых умений, в аспекте практического применения, он включает и мобильность, как составную часть ориентировки: «Ориентировка и мобильность тесно взаимосвязаны, одно предполагает другое» [Ю.И. Петров, 1988, С. 5].
Первым крупным исследованием, посвященным пространственной ориентировке детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения, была монография В.А. Кручинина (1991). В ней он рассматривает пространственную ориентировку как «интегральное, динамическое психическое образование, в структуру которого входят два взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: собственно ориентирование и мобильность (подвижность) [В.А. Кручинин, 1991, С. 39]. Такой подход к пространственной ориентировке обусловлен тем, что В.А. Кручинин подошёл к проблеме обучения слепых и слабовидящих пространственной ориентировке с позиции деятельностного подхода. В основе этого направления лежит ориентировка в самом широком смысле этого понятия, а затем уже действие, т.к. выбор направления (программирующая функция), сохранение направления и обнаружение цели (контролирующая и регулирующая функции) широко проявляются в двигательной деятельности человека.
В следующих работах пространственная ориентировка рассматривается как передвижение в пространстве с использованием сохранных анализаторов и адекватной ориентировке в социальной среде (см. Приложения в книге В.З. Денискиной и М.В. Венедиктовой, 2007) . Под ориентировкой в социальной среде понимается умение человека ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью этих работ является приоритетное обучение инвалидов по зрению использованию сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение) в процессе ориентирования. Основной упор в обучении делается на умении слепым человеком с помощью сохранных анализаторов, получать информацию из окружающей среды, анализировать её и на основании полученных результатов определять своё местоположение и принимать решение по дальнейшим действиям [ В.А. Феоктистова 1989; В.З. Денискина, 1996].
В программе по курсу «Ориентировка в пространстве» для средних и старших классов школ слепых и слабовидящих понятие «пространственная ориентировка» раскрывается через ориентирование и мобильность. «Ориентирование и мобильность инвалида по зрению предполагают его умение самостоятельно передвигаться в пространстве, зная собственное местоположение относительно ориентиров на пути и пункта назначения, а также перемещаясь безопасно и эстетично» [В.З. Денискина, М.В. Венедиктова, 2007, С. 88].
Заложив в основу обучения пространственной ориентировке самостоятельное передвижение, В.З. Денискина и М.В. Венедиктова выделили две характеристики: безопасность и эстетичность. Таким образом, процесс ориентирования становится вторичным, помогающим определить своё местоположение в процессе передвижения относительно объектов окружающей среды и пункта назначения.
Таким образом, анализ того или иного определения, которое было сформулировано и/или положено авторами в основу обучения ориентировке в пространстве слепых и слабовидящих, показывает, на чём основывается процесс коррекции и (ре)абилитации. Если в XX веке содержание пространственной ориентировки составляло ориентирование, т.е. обучение инвалида по зрению умению определять своё местоположение относительно окружающих объектов, то включение в определение понятия «мобильность» постепенно изменяет содержание обучения пространственной ориентировке.
Изменение содержания обучения пространственной ориентировке слепых и слабовидящих выражается в переносе акцента с обучения ориентированию на обучение самостоятельному передвижению, ориентируясь в пространстве.
Введение в определение пространственной ориентировки понятия «мобильность» изменяет определение, добавляя в него ранее подразумевавшийся, но отсутствующий компонент. Изменение определения, в свою очередь, привело к изменению содержания обучения слепых и слабовидящих пространственной ориентировке.
Как слепой и слабовидящий не может стать полноценным членом общества и интегрироваться в социум, не овладев способами и приёмами пространственной ориентировки, так и самостоятельное и безопасное передвижение не может быть основано на умении ориентироваться в пространстве без умения передвигаться в нем.
Таким образом, включение в определение пространственной ориентировки понятия «мобильность» и изменение в связи с этим содержания курса обучения, позволило окончательно оформиться пространственной ориентировке, как сложной двусоставной системе обучения инвалидов по зрению самостоятельному передвижению в пространстве, в самостоятельное направление коррекционной работы.
Более того, анализ ключевых, на наш взгляд, отечественных литературных источников по обучению инвалидов по зрению пространственной ориентировке, с уверенностью позволяет констатировать, что накоплен достаточный теоретический и практический материал, позволяющий выделиться ориентировке в пространстве в самостоятельное направление в рамках тифлологии.
Литература
1. Большой Англо-русский Словарь под общ. рук. И.Р. Гальперина и Э.М. Медниковой. в 2-х томах. 4-е изд., испр., с дополнением — М.: Рус. яз., 1987.
2. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации. Башкирский институт повышения квалификации работников образования. – Уфа, 1996.
3. Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие / Под ред. В.З. Денискиной. – М., 2007.
4. Комендантов Г.Л. Физиологические основы пространственной ориентировки // Лекции для слушателей Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Л.: 1959.
5. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения: учебное пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцина. СПб.: 1991.
6. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. учеб. пособ. Для деф. фак. пед. ин-тов. Л.: 1972.
7. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. – М.: Просвещение, 1989.
8. Островская Е. Б. Формирование пространственных представлений у слепых младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Л.: 1971.
9. Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. Методическое пособие. - М.: ИТТК "Логос" ВОС , 1988.
10. Сверлов В.С. Пространственная ориентировка слепых. – М.: Учпедгиз, 1951.
11. Семенов Л. А. Развитие ориентировки и подвижности у слепых детей младшего школьного возраста с применением технических средств. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1979.
12. Солнцева Л. И. Формирование компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М..: Просвещение, 1980.
13. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: Учебно-методическое пособие. - М.: ИПТК "Логос" ВОС, 1989. 14. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Методическое пособие /под науч. ред. В.А. Феоктистовой. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1989. 15. Шемякин Ф.И. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 140 с. 16. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. М.: Просвещение, 1987. 17. Электронный словарь «Lingvo X5». – М.: ABBYY, 2011. 18. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980.
Мероприятия
Ближайших мероприятий нет