Рекомендации по сопровождению детей с нарушением зрения
Рекомендации по сопровождению детей с нарушением зрения
09.11.2007
При самостоятельном передвижении ребёнок с нарушением зрения сталкивается с множеством трудностей. Как правило, самыми распространёнными трудностями считаются: ориентирование, мобильность и безопасность.
Если взрослый инвалид по зрению, так или иначе, может справиться с трудностями самостоятельно, используя помощь окружающих, навыки коммуникации и свой жизненный опыт, то детям дошкольного и школьного возраста приходится гораздо сложнее. Как правило, дети с нарушением зрения, если и передвигаются самостоятельно, то только в знакомом пространстве и, как правило, знакомое для ребёнка пространство, ограничивается квартирой, детским садом, школой-интернатом. На улице ребёнка сопровождают взрослые: родители, учителя, воспитатели.
Справедливо, что взрослые больше внимания уделяют тотально незрячим детям, полагая, что ребёнок, имеющий остаточное зрение сориентируется и разберётся самостоятельно. В данной статье мы рассмотрим именно вопросы сопровождения слабовидящих детей и детей, относящихся к подкатегории «слепые с остаточным зрением». Чтобы лучше представить себе возможности детей входящих в подкатегории «слепые с остаточным зрением» и «слабовидящие», обратимся к классификации, предложенной Денискиной В.З. [1]:
1.Тотально (или абсолютно) слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.
2.Слепые дети со светоощущением, Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
3.Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и могут различать цвета.
4.Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях ребёнок видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
5.Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 – 0,04.
Одна из основных составляющих грамотного и безопасного сопровождения – это эффективное взаимодействие с ребёнком, имеющим нарушение зрения. Если сопровождающий установит комфортное для обоих взаимодействие, то и процесс сопровождения будет удобнее, а главное безопаснее для сопровождаемого.
Вот несколько рекомендаций, следуя которым, установка эффективного и комфортного взаимодействия будет достигнута максимально быстро:
Обращайтесь со слепым ребёнком так же, как со всяким другим. Дети с нарушениями зрения делают то же, что и Вы, но их методы иногда отличаются.
Разговаривая с ребёнком, обращайтесь напрямую к нему, а не к стоящему рядом взрослому.
Входя в комнату, где присутствует незрячий ребёнок, представьтесь, покидая комнату – скажите, что уходите.
Адресуйтесь к ребёнку по имени, чтобы он знал, что вы обращаетесь именно к нему.
В разговоре с ребёнком, имеющим нарушение зрения, не бойтесь использовать такие обычные слова и фразы как «смотреть», «видеть», «смотреть телевизор».
Если вам кажется, что незрячему ребёнку нужна помощь – спросите его, он вам ответит, нуждается ли в ней.
Если вы видите, что незрячему ребёнку угрожает какая-то опасность, скажите ему об этом четко и спокойно.
Тянуть ребёнка за собой или толкать перед собой – некомфортно и для вас, и для него.
Не хватайте ребёнка за руку, лучше позвольте ему взяться за ваш локоть или запястье. Таким образом, он сможет контролировать ситуацию.
Если вы хотите провести незрячего ребёнка куда-либо, поинтересуйтесь: «Тебя провести?».
Объясняя ребёнку с нарушением зрения как пройти куда-либо, учитывайте, что такие фразы как «через улицу», «прямо до следующего угла и налево» помогают больше, чем туманное «туда», и «где-то здесь».
Оставляя ребёнка с нарушением зрения одного в незнакомом ему пространстве, удостоверьтесь, что рядом есть что-нибудь, до чего можно дотронуться: стена, стол, перила, и т.п. Находиться в открытом незнакомом пространстве может оказаться для него очень некомфортной ситуацией.
Не передвигайте мебель и не перекладывайте личные вещи ребёнка, не предупредив его об этом.
Теперь рассмотрим на примерах особенности сопровождения ребёнка с нарушением той или иной зрительной функции.
Действие: Определение изменения уровня поверхности.
Нарушенные зрительные функции: Поле зрения. Острота зрения. Контрастная чувствительность. Отсутствует бинокулярное зрение.
Описание трудностей: Ребёнок не видит ступени лестницы, бордюр, пандус, яму, неровность поверхности и т.п.; зрительно ребёнок замечает изменение уровня поверхности только с очень близкого расстояния, поэтому идёт медленно и проверяет пространство ступнёй ноги; ребёнку трудно рассчитать расстояние до изменения уровня (кажется, что ступенька дальше, чем она на самом деле и т.п.).
Рекомендация для сопровождающего: предупреждать об изменении уровня, сообщая его направление (вверх оно или вниз), и что это конкретно (например, бордюр вниз, лестница вверх и т.д.); перед тем как сделать шаг вверх или вниз на поверхность, расположенную на другом уровне, подвести ребёнка вплотную к краю этой поверхности (например, остановиться перед бордюром вверх, подвести сопровождаемого движением руки вперед так, чтобы его носки были на расстоянии 3-5 см от бордюра и только потом делать шаг вверх); обводить ребёнка вокруг ям, глубоких выбоин и т.п., объясняя причину обхода; не препятствовать ребёнку использовать трость при сопровождении.
Действие: Определение и обход нависающих и определяемых препятствий.
Нарушенные зрительные функции: Поле зрения, острота зрения, контрастная чувствительность, отсутствует бинокулярное зрение.
Описание трудностей: Ребёнок не видит нависающие препятствия, которые он может задеть головой (ветки деревьев, вывески и рекламные щиты, низкая притолока и т.д.). Он не замечает определяемые препятствия (столы, стулья, киоски, автомобили, напольные рекламные щиты, люди и т.д.). Ребёнок замечает нависающее или определяемое препятствие только с очень близкого расстояния, поэтому идёт медленно и постоянно задевает его собой; ему трудно рассчитать расстояние до нависающего или определяемого препятствия (кажется, что препятствие дальше или меньше, чем оно на самом деле и т.п.).
Рекомендация для сопровождающего: Следует предупреждать о нависающем или определяемом препятствии, сообщая конкретно, что это такое (ветки деревьев, толпа людей, палатка с сувенирами и т.д.). Обходя препятствие, надо сообщать сопровождаемому, с какой стороны вы его обходите. Например: «Впереди палатка с сувенирами. Мы обойдём её справа». Сообщать сопровождаемому о нависающем препятствии и, если невозможно его обойти, подстраховать в момент движения (например, при прохождении проёма с низкой притолокой попросить сопровождаемого пригнуть голову и поставить руку между головой сопровождаемого и притолокой так, чтобы, если сопровождаемый и заденет препятствие головой, то коснётся руки, а не притолоки); Обходя препятствие необходимо совершать повороты под прямым углом, чтобы сопровождаемому было легче ориентироваться при многочисленных поворотах. Не препятствуйте сопровождаемому активно использовать трость.
Действие: Отслеживание пространства под ногами.
Нарушенные зрительные функции: Поле зрения; острота зрения; контрастная чувствительность; отсутствует бинокулярное зрение.
Описание трудностей: Ребёнок не видит, что находится у него под ногами: лужа, грязь, мусор и т.д. Ребёнок наступает в лужу, грязь, спотыкается о мусор (банки, бутылки, коробки и т.д.).
Рекомендации для сопровождающего: Предупреждать о том, что находится впереди на поверхности (лужа, грязь, различный мусор и т.д.). Обвести ребёнка так, чтобы он не наступил в грязь, лужу и т.д. Если невозможно обойти что-либо на поверхности, то подвести сопровождаемого к краю и дать чёткие указания о том, как необходимо преодолеть препятствие (например, лежащий поперёк прохода шланг).
Действие: Чтение табличек на дверях, информационных стендов, указателей и т.д.
Нарушенные зрительные функции: Острота зрения; контрастная чувствительность; поле зрения.
Описание трудностей: Ребёнок не видит табличек на дверях, не знает, где именно они расположены и не имеет возможности их прочесть. Он не может прочесть расписание занятий или другую информацию со стенда, не может найти нужный объект на картинке-карточке и т.д. Ребёнку нужно подойти на очень близкое расстояние, чтобы разглядеть табличку; ему трудно найти, где расположена табличка.
Рекомендация для сопровождающего: Необходимо сопровождать ребёнка в тех местах, где ориентирование возможно только по зрительным указателям (например, нумерация кабинетов в поликлинике); делать крупношрифтовые указатели с хорошим контрастом; сообщать о том, где именно есть информационные табло и указатели, чтобы ребёнок мог попросить кого-либо из окружающих их прочесть. Научить получать информацию иным, не визуальным, образом: задать вопросы, попросить сопроводить и т.д.
Действие: Ориентировка в пространстве и/или переход открытого пространства.
Нарушенные зрительные функции: Острота зрения; контрастная чувствительность; поле зрения.
Описание трудностей: Ребёнку сложно или он не может ориентироваться в помещении (столовая, спортзал и т.п.) и/или в открытом пространстве (детская площадка и т.п.).
Рекомендация для сопровождающего: Сопровождать ребёнка от того места, где он находится в момент обращения за помощью и до прихода ребёнка в то помещение, которое ему было нужно.
Действие: Сохранение прямой линии при передвижении и отслеживание направления движения.
Нарушенные зрительные функции: Острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения.
Описание трудностей: Ребёнок не может под зрительным контролем сохранять прямолинейное движение. Ребёнок может передвигаться в пространстве, придерживаясь какой-либо направляющей (стена, газон и т.д.).
Рекомендации для сопровождающего: Необходимо сопровождать ребёнка в тех местах, где необходимо пересекать открытые пространства (столовая, спортзал, детская площадка и т.д.).
Другие сложности: Освещение.
Нарушенные зрительные функции: Поле зрения, световая чувствительность.
Описание трудностей: при разном освещении ребёнок видит по-разному, т.е., например, в одних ситуациях он может увидеть препятствие, а в других – нет. Возможные проблемы: Ребёнку плохо или совсем не видно при ярком свете, особенно, если источник света направлен прямо в глаза (нарушена световая адаптация). Ребёнку плохо или совсем не видно в сумерках (нарушена темновая адаптация). Ребёнку требуется много времени, чтобы привыкнуть к свету, если он вышел из тени (сумерек). Ребёнку требуется много времени, чтобы привыкнуть к сумеречному освещению после яркого света.
Рекомендации для сопровождающего: Предлагая ребёнку сесть или постоять где-либо, поинтересуйтесь, как он предпочтёт расположиться относительно источника света.
Другие сложности: Флюктуации зрения.
Нарушенные зрительные функции: Множество глазных заболеваний (корково-психическая слепота, диабетическая ретинопатия).
Описание трудностей: У ребёнка постоянно, в зависимости от множества внешних и внутренних факторов меняется зрение (например: ребёнок видит чётко предметы и через 15 минут его зрение падает почти до нуля, а ещё через 15 минут возвращается к условной норме).
Рекомендации для сопровождающего: Постоянное сопровождение.
Из приведённых выше рекомендаций видно, что дети с остаточным зрением также нуждаются в сопровождении, как и тотально незрячие. Принципиальная разница между этими двумя группами состоит в том, что тотально незрячих детей необходимо учить ориентированию и мобильности, а детей с остаточным зрением не только ориентированию и мобильности, но и навыкам эффективного использования остаточного зрения. Для этого необходимо постоянно проводить тифлосеминары для учителей, воспитателей и родителей, на которых давать взрослым навыки и приёмы сопровождения, а также обучать их приёмам и техникам, направленным на сохранение остаточного зрения. Кроме того, чем раньше обучить ребёнка ориентированию и мобильности, тем адаптированней и реабилитированней он будет, а, следовательно, будет снижен стрессогенный фактор, который в свою очередь приведёт к психологически комфортному развитию его личности и позволит избежать ряда комплексов неполноценности. Подобные тифлосеминары необходимо проводить в детских садах, школах и центрах детского досуга. Семинары должны проводить такие специалисты как психологи, тифлопедагоги, инструктора по ориентированию и мобильности.
1.Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения //Школьный вестник, № 4, 2007. – С.
Мероприятия
Ближайших мероприятий нет