Формирование жизненной компетенции детей с глубоким нарушением зрения: от исследований к практике помощи
А. А. Любимов, М. П. Любимова
Формирование жизненной компетенции детей с глубоким нарушением зрения: от исследований к практике помощи
Современные социально-экономические условия требуют от человека не только знаний в той или иной области, но и различных компетенций. На необходимость формирования компетенций указывается в Федеральном законе ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и других документах. Для лиц с нарушением зрения (слепых, слабовидящих) формирование жизненных и профессиональных компетенций является такой же важной задачей, как и освоение академических знаний. Успешная социальная адаптация, профессиональный рост и семейное благополучие инвалида по зрению невозможны при наличии только академических знаний.
Тифлопедагогическая наука и практика показывают, что успешное овладение слепыми необходимыми знаниями, умениями и навыками возможно лишь в условиях специально организованных занятий по пространственной ориентировке и овладению чтением и письмом по системе Л. Брайля. Эти направления коррекционной работы соотносятся с особыми образовательными потребностями слепых обучающихся.
Эффективность обучения пространственной ориентировке и рельефно-точечному шрифту Л. Брайля зависит от профессиональной компетенции учителя. Если педагог владеет навыками чтения и письма по системе Л. Брайля, умеет самостоятельно ориентироваться и передвигаться в пространстве с белой тростью без контроля зрения, тогда он может научить этому и слепого ребенка.
В Институте коррекционной педагогики РАО (далее – ИКП РАО) были разработаны практико-ориентированные курсы повышения квалификации, направленные на овладение педагогами методами обучения чтению и письму по системе Л. Брайля, а также методике обучения пространственной ориентировке слепых детей.
Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС) закрепляет использование рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при обучении слепых в системе общего и специального образования. При этом в Российской Федерации ощущается дефицит педагогов, владеющих рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, а внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий дает ложное представление о том, что система Л. Брайля устарела. Обучение слепых чтению и письму на слух, как зачастую это происходит при инклюзивном обучении, ставит под сомнение освоение слепыми учащимися школьной программы и получение ими цензового образования.
В ИКП РАО на курсах повышения квалификации, направленных на освоение педагогами методики обучения чтению и письму по системе Л. Брайля, слушатели знакомятся не только с теоретическими основами чтения и письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, но и получают практические навыки.
Программа курсов включает в себя следующие темы:
- подготовка дошкольников к чтению и письму по системе Л. Брайля;
- использование технических средств (брайлевский прибор, брайлевская печатная машинка и т. п.);
- подготовка прибора к чтению и письму по системе Л. Брайля;
- правила записи рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
- обозначения математических, физических, химических и др. символов рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
- обозначения, необходимые для освоения программы родного языка: разбор слова по составу, выделение членов предложения, постановка ударения, исправление ошибок в записи, сделанной рельефно-точечным шрифтом, и т. д.
Практические занятия составляют 80 % от всего объема курсов повышения квалификации, что позволяет педагогам получить достаточные для работы со слепыми учащимися знания и практические умения.
Также в ИКП РАО разработаны и проводятся практико-ориентированные курсы повышения квалификации, направленные на освоение педагогами методики обучения пространственной ориентировке и мобильности слепых детей.
«Пространственная ориентировка» является одним из основных курсов коррекционно-развивающей области для слепых и слабовидящих детей в школьный период обучения. Однако несмотря на это, эффективность обучения ориентировке в пространстве слепых школьников остается низкой. Вследствие этого многие выпускники по окончании специальной школы не овладевают рядом жизненных компетенций и не умеют самостоятельно передвигаться в пространстве.
Для изменения сложившейся практики, когда коррекционно-развивающий курс «Пространственная ориентировка» не отвечает заложенным в него цели и задачам, был разработан многоступенчатый практико-ориентированный курс повышения квалификации педагогов.
Мы поставили задачу разработать данный курс таким образом, чтобы дать педагогу определенный инструмент обучения (методику формирования приемов ориентировки в пространстве и самостоятельного передвижения без зрительного контроля) детей с глубоким нарушением зрения пространственной ориентировке. В основу обучающего курса был положен практический метод, позволяющий педагогу не только осваивать теоретический материал, но параллельно учиться применять его на практике.
Во время обучения слушатели курса разбиваются на пары (группа слушателей не более шести человек), где каждый из них поочередно находится или в роли слепого ученика (участие зрения исключалось с помощью закрывающей глаза темной маски), или учителя. Такой подход позволял решать три важнейшие задачи:
- получив теоретические знания, педагог сразу начинал применять эти знания на практике;
- педагог, находясь в роли слепого ученика, получал представление о трудностях обучающегося в процессе усвоения им способов и приемов ориентирования и мобильности;
- педагог оценивает реальные возможности учащихся с глубоким нарушением зрения.
Последний пункт немаловажен, так как некоторые педагоги склонны недооценивать способности людей с глубоким нарушением зрения к самостоятельному передвижению.
Педагогам, имеющим малый опыт преподавания ориентировки в пространстве, может казаться, например, что самостоятельное пересечение проезжей части слепому человеку недоступно. Только пройдя весь подготовительный период и побывав в роли «ученика», педагоги понимают, что, безусловно, не все перекрестки доступны для самостоятельного перехода слепым пешеходам, но, тем не менее, слепой ученик при грамотной и достаточно длительной подготовке во многих случаях может самостоятельно обеспечить себе безопасность во время перехода проезжей части.
При разработке курса мы исходили из того, что педагог по пространственной ориентировке должен не только владеть теоретическими основами, но и практическими умениями формирования у учащихся навыков, предусмотренных рассматриваемым коррекционным курсом. Мы не можем представить себе учителя начальных классов, который, обучая детей, например, фонетическому разбору слова, не умеет выполнить его самостоятельно или который совсем не умеет писать. Учитель, какой бы предмет он ни преподавал, сам должен уметь делать то, чему обучает.
Из этого основного положения нашей концепции обучения педагогов следует, что учитель по пространственной ориентировке, не умеющий передвигаться с белой тростью без контроля зрения, не может качественно научить ребенка с глубоким нарушением зрения безопасному, эффективному и эстетичному передвижению с белой тростью в различных пространствах. Невозможно грамотно построить маршрут для слепого ученика, оценивая его только зрением: обязательно нужно проверить, действительно ли все ориентиры и направляющие, которые так хорошо заметны визуально, ощущаются тактильно, для чего педагог должен сам пройти подготовленный маршрут с тактильной тростью.
Только тогда педагог будет действовать именно так, как это необходимо для качественного обучения. Доверие к педагогу обязательно повысится со стороны незрячих учеников, если они будут понимать, что педагог владеет тем инструментом, которым их обучает.
Преимуществом многоступенчатой системы является то, что информацию педагоги получают порционно, имея возможность между курсами отработать полученные знания, более осознанно подходить к следующей ступени обучения, по-новому смотреть на предложенную информацию.
На курсах педагоги получают следующие практические навыки:
- подбирать белую трость и наконечник для конкретного ученика;
- обучать приемам использования белой трости;
- составлять маршруты в помещениях и на улице без пересечения проезжей части;
- изготовлять рельефно-графические схемы и планы, а также звуковые карты пространства и маршрута в помещении и на улице;
- изготовлять тактильные карты перекрестков;
- безопасно и эстетично сопровождать слепого и слабовидящего в помещении и на улице;
- обучать слепого пользоваться помощью случайного и постоянного сопровождающего для передвижения по маршруту и для пересечения проезжей части;
- обучать учащихся самостоятельному передвижению без использования технических средств и сопровождающего в помещении;
- обучать учащихся самостоятельному передвижению в помещении и на улице без пересечения проезжей части;
- составлять маршруты в условиях города с выбором безопасного места и времени пересечения проезжей части;
- обучать передвижению по маршруту; • анализировать перекресток и выбирать безопасное место и время для перехода лучей перекрестка на слух;
- обучать учеников с глубоким нарушением зрения самостоятельно анализировать перекресток (определять количество полос проезжей части, форму перекрестка, определять возможное наличие дорожных знаков и т. д.);
- обучать слышать направление движения отдельных автомобилей, понимать закономерность движения транспорта на перекрестках разной формы;
- обучать отличать на слух вид регулировки перекрестка;
- обучать выделять фазы перекрестка на слух и определять наиболее безопасную фазу для самостоятельного перехода для конкретных лучей перекрестка;
- обучать учащихся пользоваться административными зданиями, социальными службами, пунктами общественного питания самостоятельно;
- обучать учащихся совершать покупки в киосках, магазинах с прилавками и самообслуживания;
- обучать использованию общественного транспорта и многое другое.
Помимо практических знаний, педагоги получают и теоретические знания в данной области, включающие:
- теоретические основы ориентирования и мобильности слепых и слабовидящих;
- основные термины и понятия, необходимые для овладения учебным материалом; особенности ориентирования людей с различными нарушениями зрения; правила обследования закрытого пространства;
- роль сохранных анализаторов в ориентировании и передвижении людей с нарушением зрения (слух, осязание, обоняние и др.);
- методику проведения занятий по пространственной ориентировке и мобильности в условиях образовательной организации;
- способы ориентирования людей с нарушением зрения в здании и в городе;
- специфику ориентирования и передвижения людей с глубоким нарушением зрения в разное время года, специфику их ориентирования и мобильности в разных регионах и т. д.
Свою главную задачу при организации практических курсов повышения квалификации педагогов мы видим в том, чтобы дать слушателям рабочий инструмент, благодаря которому повысится эффективность коррекционной работы педагогов при обучении детей с глубоким нарушением зрения.
Примечание: курсы повышения квалификации по теме "Методика обучения пространственной ориентировке и мобильности детей с глубоким нарушением зрения" не проводятся в Институте коррекционной педагогике с 2018 года.
При необходимости проведения курсов по обучению пространственной ориентировке и мобильности слепых и слабовидящих отправляйте запрос через форму обратной связи.
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/tiflolab/lyubimov.su/docs/netcat_template/class/169/RecordTemplateFull.html on line 93
Мероприятия
Ближайших мероприятий нет