Обеспечение доступности высшего образования и дальнейшего трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступности высшего образования и дальнейшего трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья 
10.09.2015
Обеспечение доступности высшего образования и дальнейшего трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья
А. Любимов, М.П. Любимова,
Научные сотрудники ФГБНУ «ИКП РАО»
Вопрос доступности высшего образования и дальнейшего трудоустройства, на наш взгляд, нужно рассматривать в нескольких плоскостях.
1.Понятие «доступность» нужно разделить на архитектурную доступность, т.е. обеспечение беспрепятственного доступа в здания и сооружения человеку с инвалидностью и информационная доступность, т.е. обеспечение беспрепятственного доступа человеку с инвалидностью к сайту образовательной организации и к учебно-методическим материалам.
2.Обеспечение образовательного процесса человека с инвалидностью, включая подготовку профессорско-преподавательского состава. Здесь нужно рассматривать процесс и технологию образовательного процесса, подготовку, включая повышение квалификации и мастер-классы по взаимодействию с инвалидами, методику преподавания инвалидам и т.п.
3.Последующее трудоустройство. Трудоустройство по полученной специальности или не по специальности и т.д.
На наш взгляд, решение вопроса получения высшего образования сложно решать без анализа ситуации школьного обучения и получения среднего профессионального образования.
На сегодняшний день существует множество проблем при получении школьного образования. Сложно с фактическим материалом, т.к. все данные, которыми мы располагаем, основаны на наблюдении и неофициальных разговорах с администрацией и педагогами российских специальных и массовых школ.
1.Очень сильно упало качество образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах (школах-интернатах). Причина: снижение финансирования, увеличение бумажной и пропагандистской работы, т.е. педагогам нужно писать отчёты, участвовать в конкурсах и т.д. Это конечно важно, но на реальную работу с детьми остается меньше времени.
 Также, в последние годы очень сильно изменился контингент поступающих в специальные школы детей. Всё больше детей поступает с сочетанными патологиями и т.д. Программа инклюзивного образования привела к тому, что многих слепых и слабовидящих детей с сохранным интеллектом выводят из спецшколы и направляют в массовую школу, поднимая показатели инклюзированных детей с инвалидностью. В итоге, эти дети не получают по факту аналогичного по объёму и уровню знаний умений и навыков. Сплошь и рядом случаи, когда перед ГИА и/или ЕГЭ детей-инвалидов пытаются перевести в спецшколу, т.к. массовая школа не может сегодня подготовить детей с глубоким нарушением зрения к экзаменам и не хочет портить свои показатели. Дети с глубоким нарушением зрения по уровню образования сегодня не соответствуют классу, в котором обучаются. Сплошь и рядом дети-инвалиды в массовой школе выводятся на надомное обучение. Их образование превращается в семейное самообразование. Дети обучающиеся на надомном образовании и в общеобразовательных школах не получают коррекционную помощь, которая им необходима.

И как эти дети, правдами и не правдами сдавшие ЕГЭ могут на равных обучаться в ВУЗе?
2.Не всем детям с инвалидностью нужно высшее образование. Многим достаточно среднего профессионального образования, самое главное, чтобы в удущем люди смогли трудоустроиться. Но для слепых и слабовидящих, как правило, дорога только в массажные колледжи и в курский музыкальный колледж. Хотя есть много колледжей, в которых они могли бы получить специальность и дальше трудоустроиться и работать. Высшее образование нужно далеко не в 100% случаев при инвалидности.
3.Трудоустройство. В школе не проводится профориентационная работа на достаточном уровне. Исследования ИКП РАО показывают, что представления слепых и слабовидящих о своей профессиональной деятельности зачастую неадекватны или стандартны. Неадекватность выражается в том, что они не оценивают свой уровень инвалидизации и не понимают, что некоторые профессии и направления трудовой деятельности им противопоказаны по здоровью, недостпны. Стандартность выражается в том, что кроме профессий «массажист» и «музыкант» они для себя не видят. При этом работать по полученной специальности они не смогут или изначально не собираются.
4.Адекватность трудовой деятельности. Исследования, проведённые обществом слепых показали,  что из 2200 опрошенных выпускников ВУЗов 70% не искали и не собираются искать себе работу. Это говорит о двух моментах: первый – это получение высшего образования ради получения высшего образования; второе – это высокий уровень иждивенческой позиции (инвалидное поведение) среди инвалидов по зрению. Третий момент – это высокие запросы. По сравнению с условно здоровыми студентами, которые оценивают свою зарплату в начале трудовой карьеры от 20 до 30 тысяч рублей инвалиды по зрению не пойдут работать на зарплату ниже 50 тыс. рублей (Лапшин К.А. «Отношенческие барьеры при трудоустройстве молодых инвалидов по зрению».  Доклад на XIV научно-практической конференции «Отношенческие барьеры: общество и инвалиды»)

Решения вышеописанных проблем:
1.Организация и проведение практикоориентированных курсов повышения квалификации для педагогов специальных и массовых общеобразовательных школ по обучению инвалидов;
2.Повышение зарплаты и финансирования общего среднего образования, включая материально-техническое обеспечение образовательных организаций;
3.Контроль за школами, в которых обучаются инвалиды с целью воспрепятствовать выводу обучающегося с инвалидностью на надомное/дистанционное обучение, т.к. зачастую это обусловлено некомпетентностью администрации и педагогов школы. Школа может брать инвалида по зрению на обучение только при условии, что может обеспечить действительно качественное образование;
4.Организация в ВУЗах технических центров по поддержке образовательного процесса студентов с инвалидностью;
5.Изменение правил поступления в ВУЗы с тем, чтобы убрать льготу при поступлении по признаку инвалидности. Если в РФ провозглашена интеграция и все равны, то и условия поступления в ВУЗ должны быть одинаковые, при условии обеспечения особых образовательных потребностей и условий сдачи вступительных экзаменов;
6.При приеме студента с инвалидностью на обучение нужно понимать, что студенту должно быть доступно не только поступление в ВУЗ, но и весь процесс обучения, и возможное трудоустройство в будущем. Если в будущем человек не сможет осуществлять трудовую деятельность по полеченной специальности, рациональность обучения стоит под вопросом.
7.Обеспечение равного доступа к сайтам ВУЗов для всех категорий пользователей, т.е. например, слепой студент не только смог прочитать на главной странице название ВУЗа, но и пользоваться личным кабинетом, взаимодействовать с интерактивными элементами сайта, скачивать учебные материалы, участвовать в дистанционных мероприятиях, проводимых ВУЗом и т.п.
8.Организация технического или ресурсного центра в ВУЗе. Технический или ресурсный центр (далее Центр) подразделение в составе ВУЗа. Сотрудники осуществляют поддержку образовательного процесса студентам с инвалидностью и профессорско-преподавательскому составу. Для слепых и слабовидящих:

Обучение ориентированию слепых студентов в ВУЗе и студенческом квартале (городке), общежитии, если это необходимо;

Обучение специфическим навыкам самообслуживания необходимых для жизни в общежитии (использование прачечной, общей кухни и т.д.);

Перевод учебных материалов в брайль и обратно, если это необходимо;

Предоставление технических средств для обучения (электронная лупа, брайлевский дисплей), если это необходимо на время обучения;

Помощь в подготовке и адаптации учебных материалов и материалов для тестирования, контрольных работ и т.п.
Трудоустройство.
1.Обязательное трудоустройство на срок до 3-х лет по окончанию ВУЗа по полученной специальности. В случае отказа – возврат средств на получение образования, если инвалид обучался на бюджете, так как нередки случаи, когда инвалиды получают образование, иногда не одно, без намерения когда-либо осуществлять трудовую деятельность, занимая при этом бюджетные места;
2.Возможно введение понятия «альтернативная служба» для выпускников ВУЗов с инвалидностью по специальности. Естественно, что в данном аспекте учитываются противопоказания и другие моменты, позволяющие или не позволяющие быть трудоустроенным на рабочее место;
3.При невозможности быть трудоустроенным очно, инвалиду должно быть выписано направление на реабилитацию, после которой вопрос трудоустройства должен быть решён. Например, слепой человек не может самостоятельно ездить на работу. В этом случае он проходит курс по программе «Элементарная реабилитация», где его обучают передвигаться с белой тростью. После реабилитации и сданного зачёта аргумент «Я не могу ездить на работу, т.к. являюсь инвалидом и слепому в городе тяжело» не принимается. В случае отказа инвалид обязан будет возместить стоимость обучения, если учился на бюджете.

Вообще, при обсуждении вопроса трудоустройства инвалидов нужно чётко понимать и различать:
1.Инвалид не работает потому, что не хочет работать и придумывает различные отговорки;
2.Инвалид не работает потому, что работодатель не берёт его на работу;
3.Инвалид не работает потому, что претендует на те рабочие места, которые он не может занимать в силу ряда причин и результате этого ему отказывают в трудоустройстве.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/tiflolab/lyubimov.su/docs/netcat_template/class/169/RecordTemplateFull.html on line 93