Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению

А.А. Любимов,
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

Любимов, А.А. Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению [Текст] / А.А. Любимов // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 84-89.

Предлагаемая статья является логическим продолжением представления результатов исследования проблемы обучения ориентировке в пространстве лиц с глубоким нарушением зрения. В предыдущих публикациях был осуществлен анализ содержания коррекционного курса «Пространственная ориентировка» [1], выделена «мобильность», как вторая составляющая обучения самостоятельному и безопасному передвижению слепых и слабовидящих в пространстве, а также проанализированы термины, используемые в данном коррекционном курсе [2]. В данной статье мы переходим к анализу процесса обучения пространственной ориентировке в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях.

В контексте реформ, проводимых в системе общего и специального образования в России, мы полагаем, что вслед за предложенным нами изменением содержания курса «Пространственная ориентировка» необходимо обсудить возможность внесения изменений и в сам процесс организации обучения детей с нарушением зрения в соответствии с данным коррекционным курсом. Для этого имеется несколько оснований.

Первый фактор — вступивший в силу с 29.12.2012 г. «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации»[3], предусматривающий установление Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) образования обучающихся с ОВЗ или включение для данной категории обучающихся специальных требований в ФГОС [3, П. 6, Стат. 11].

Возможно, имеются и другие факторы, однако мы считаем, что названные нами являются основными, и их учет неизбежно должен повлечь за собой изменение процесса организации обучения слепых и слабовидящих и позволит исправить те недостатки и погрешности, которые имеются на сегодняшний день.

Проведенное нами исследование по определению состояния обучения пространственной ориентировке обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений III–IV видов показали, что отсутствует единый стандарт обучения. Также отсутствует преемственность обучения пространственной ориентировке в начальной, средней и старшей школе.

Кроме того, существующая модель не подразумевает обучение пространственной ориентировке инвалида по зрению в условиях массовой школы, надомного и дистанционного обучения, т. е. предполагает обучение пространственной ориентировке только в специально созданных условиях и в среде сверстников с таким же нарушением развития, иначе говоря, в С(К)ОШ III–IV видов. Таким образом, ребенок — инвалид по зрению может попасть на коррекционные занятия по пространственной ориентировке только в том случае, если он обучается в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе и не выведен на надомную или дистанционную форму обучения.

В исследовании приняло участие 23 специальные (коррекционные) общеобразовательные школы РФ. Из них 14 школ-интернатов III–IV видов, 7 школ-интернатов IV вида и 2 школы III–IV видов.

Используемые в этих школах программы обучения пространственной ориентировке приведены в таблице 1.


Программа, по которой работают педагоги обучая пространственной ориентировке

Кол-во школ, использующих данную программу


Таблица 1

Авторская программа педагога по пространственной ориентировке 8 
Программа под редакцией Л.И. Плаксиной для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Раздел «Ориентировка в пространстве 1–4 классы» Москва, 1999 10 
«Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников» / сост. Е.А. Кульбуш под ред. В.А.Феоктистовой. Санкт-Петербург, 1990 3 
«Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV видов» Методическое пособие. В.З. Денискина, М.В. Венедиктова. Москва 2007 6 
Примерная программа по пространственной ориентировке и мобильности для учащихся 5–12 классов. М.М. Тавакалова. Армавир, 2011 1 
Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: методические рекомендации. Денискина В.З. Уфа, 1996 1 
Методическое пособие «Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах», Денискина В.З. и др. Москва, 1998 1 
Пространственная ориентировка инвалидов по зрению, разработанная Институтом реабилитации и профессиональной подготовки слепых, РГПУ 1 
 Обучение слепых пространственной ориентировке: учебное пособие, М.Н. Наумов. Москва, 1982 1 
Программа по социально-бытовой ориентировке 1 
Программа по развитию зрительного восприятия: раздел пространственная ориентировка 1 
Развитие сенсорной сферы у детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида. Л.А. Метиева, Э.Я.Удалова. — Москва, 2009 1 

Примечание: программы, выделенные курсивом, не удалось идентифицировать. Названия приведены в соответствии с тем, как они были указаны респондентами в анкете.

Приведенные данные наглядно демонстрируют разнообразие используемых программ. При этом большинство из них носит рекомендательный характер, и они могут использоваться только как дополнение к основной программе, которая имеет соответствующий гриф. Также можно констатировать недостаточную компетентность части преподавателей, которые при обучении учащихся пространственной ориентировке, используют программы, не предусмотренные для школы (М.Н. Наумов, 1982 и др.). Кроме того, часть преподавателей подменяют программу по пространственной ориентировке соответствующими разделами программ по социально-бытовой ориентировке и развитию зрительного восприятия.

Имеющиеся на сегодняшний день школьные программы обучения инвалидов по зрению пространственной ориентировке рассчитаны только на специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. Ни одна из используемых программ не может быть применена в условиях инклюзивного/интегрированного обучения инвалида по зрению в массовой школе.

Анализируя модель обучения пространственной ориентировке, мы можем констатировать, что за рамками данного коррекционного курса остаются все дети, которые обучаются вне специальной школы, а также дети, обучающиеся в специальной школе, но выведенные на надомную или дистанционную формы обучения. Данные проведенного нами исследования показали, что ни в одной из 23 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ не предусмотрено обучение пространственной ориентировке детей, обучающихся дистанционно или на дому.

Однако надо заметить, что в 2013/14 учебном году в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III–IV вида № 36 г. Озёрска Челябинской области дети, находящиеся на домашнем обучении с посещением школы, были включены в коррекционные занятия.

Немаловажным представляется тот факт, что курс «Пространственная ориентировка» на весь период обучения (12 лет) предусмотрен только в специальных школах III вида, т. е. только для слепых детей. В специальных школах IV вида, где обучаются слабовидящие дети, занятия по пространственной ориентировке предусматриваются для детей только начальных классов, а в средней школе — только в классах для детей с дополнительными, помимо слабовидения, нарушениями (задержка психического развития, нарушения интеллекта).

Несмотря на то, что в специальной школе, имеющей статус III вида, курс «Пространственная ориентировка» должны посещать все слепые дети, в реальности нередки случаи, когда распоряжением администрации школы занятия посещают только тотально слепые дети и слепые со светоощущением. Слепые дети с другими формами остаточного зрения, которые так же, как и тотально слепые, нуждаются в специальных занятиях, их не посещают.

Количество педагогов по обучению пространственной ориентировке в школе также не стандартизировано и не зависит от общего числа обучающихся.

Полученные данные показывают, что на образовательное учреждение приходится от 1 до 3 педагогов по обучению пространственной ориентировке. При этом также определяется неравномерное распределение нагрузки на педагога в различных школах: от 4 до 70 детей на один учебный год на одного педагога (см. табл. 2).


Кол-во педагогов по пространственной ориентировке в школе

Всего кол-во детей, обучающихся в школе

Кол-во детей, обучающихся ориентировке в пространстве на специальных занятиях


Таблица 2

2 153 25 
2 265 55 
3 167 63 
2 119 26 
1 556 40 
1 292 40 
1 155 63 
1 138 4 
1 127 50 
1 188 53 
1 312 6 
1 175 58 
1 239 20 
1 145 8 
1 168 37 
1 125 27 

В таблице 2 не представлены школы, в которых пространственная ориентировка преподается только в начальной школе и часы данного коррекционного предмета распределены между всеми учителями начальных классов.

Таким образом, по школам, в которых проводилось исследование, мы имеем следующий результат:

Таблица 3

Кол-во педагогов 3 2 1 Все учителя начальных классов 
Число школ 1 4 11 7 

Распределение детей, обучающихся пространственной ориентировке, должно зависеть не только от количества ставок педагога, но и от количества обучающихся в школе, которые нуждаются в данном коррекционном курсе.

Указанное разнообразие программ, количества педагогов, количества часов, отводимое на одного обучающегося в год и т. д., не способствует высокому качеству обучения пространственной ориентировке, а также достижению сопоставимого результата в разных образовательных учреждениях.

Это подтверждается данными, полученными от педагогов пространственной ориентировки, принявших участие в исследовании. Подавляющее большинство — 69,5% (16 человек) показали, что их не устраивает данная модель, так как в сложившихся условиях невозможно качественно подготовить обучающегося самостоятельному и безопасному передвижению с белой тростью и/или с белой тростью с использованием остаточного зрения. Остальные педагоги — 30.5% (7 человек) считают, что существующая модель не нуждается в модернизации и внесении каких-либо изменений. В их числе оказались педагоги, которые работают с количеством детей менее 10 человек в год.

На вопрос «Какое, на Ваш взгляд, количество учеников на одного преподавателя по пространственной ориентировке будет оптимальным с точки зрения эффективности усвоения материала?» 16 педагогов ответили «от 5 до 10 человек», 2 педагога считают оптимальным количество 30 человек и 5 педагогов затруднились с ответом.

Резюмируя все вышесказанное, мы отмечаем, что имеющаяся на сегодняшний день модель обучения пространственной ориентировке инвалидов по зрению в условиях общего образования не отвечает требованиям статьи 11 Закона об образовании в пунктах 1–3:

«1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

 
•единство образовательного пространства Российской Федерации;
•преемственность основных образовательных программ;
•вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Основываясь на полученных нами результатах, считаем необходимым изменить сложившуюся ситуацию. Для этого, на наш взгляд, необходимо ввести в учебный план всех возможных видов обучения курс «Пространственной ориентировки» для слепых и слабовидящих. При этом объем данного курса для каждой из подкатегорий должен дифференцироваться в соответствии со степенью выраженности нарушений зрительных функций. Из этого следует, что для слепых детей (тотально слепых, слепых с остаточным зрением) объем программного материала и, как следствие, увеличение количества часов, отведенных на данный курс, должны быть увеличены по сравнению с объемами и часами, рекомендуемыми для других категорий детей с нарушением зрения.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что необходимо изменить модель обучения пространственной ориентировке лиц с нарушением зрения таким образом, чтобы она учитывала не только индивидуальные особенности обучающегося, но и все возможные варианты образования для данной категории.

Новая модель обучения должна быть обеспечена программно-методическим комплектом, а также должна предусматривать повышение квалификации педагогов по пространственной ориентировке.

При этом программно-методический комплект должен учитывать возможные виды обучения и иметь региональный компонент, позволяющий реализовать практическую часть, исходя из потребностей обучающегося и особенностей региона, в котором он реализуется.

Литература
•Любимов, А.А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А.А. Любимов // Дефектология. — 2012. — № 3. — С. 37–44.
•Любимов, А.А. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка» / А.А. Любимов, В.З. Денискина // Дефектология. — 2013. — № 2. — С. 16–22.
•Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»