Осваиваем окружающее пространство

Ознакомление с окружающим миром и самостоятельность
То, что вам кажется вполне естественным и простым, может представлять большую трудность для ребенка с нарушением зрения. Наберитесь терпения и покажите ребенку все, что необходимо знать детям его возраста. Если зрячие дети стихийно узнают об окружающем мире, то детей с нарушением зрения (особенно слепых) нужно специально всему обучать. Ребенок не узнает, как выглядит кошка или собака, если вы специально это ему не объясните: надо взять руки ребенка и вместе с ним тактильно осмотреть животное. Следует показать, где у животного туловище, лапы, голова и остальные части тела (уши, глаза, нос, зубы, хвост, когти), объяснить, что такое шерсть, у кого еще она может быть и т. д.

Необходимо показывать ребенку не только предметы, но и действия, которые выполняют члены семьи. Ребенок может знать названия действий и даже использовать их в своей речи, но совершенно не представлять, что стоит за этими словами.

Вы, наверное, знаете, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Особенно это касается детей с нарушением зрения. Даже самое подробное, на ваш взгляд, описание не заменит непосредственный контакт с предметом или непосредственное участие в процессе.

Вы можете просто сказать ребенку «Я готовлю ужин», но для ребенка с нарушением зрения это ровным счетом ни о чем не говорит. Вы должны показать ему, из чего и как вы готовите ужин, продемонстрировать свои действия. Разрешайте ребенку «помогать» вам на кухне, сажать растения в огороде, стирать, но не забывайте следить за его безопасностью.

Ребенок никогда не будет знать, что снег холодный и имеет свойство падать с неба, если вы ни разу не дадите ему возможность побывать на улице во время снегопада, ощутить его лицом, потрогать руками, понять все свойства этого удивительного явления природы (из него можно лепить, он тает…). Оглянитесь вокруг себя — все, что интересно вам, интересно и вашему ребенку.

Давайте ребенку возможность играть не только с игрушками, но и с настоящими предметами. Он должен иметь представление о том, как выглядят настоящая посуда, инструменты и т. д., — главное, чтобы это было безопасно и под контролем взрослого.

Предоставляйте ребенку возможность ощущать разные запахи: цветов, овощей, фруктов, духов, бытовой химии (стирального порошка, хлорки, краски), запах свежих и испорченных продуктов питания, речного песка, дыма от костра, осенних листьев и т. д. Обязательно объясняйте ребенку, что означает каждый запах, какой запах и в какой ситуации может нести опасность, продукты с каким запахом можно употреблять в пищу, а с каким нет.

Игрушки должны быть из разных материалов. Не нужно думать, что игрушки для ребенка с нарушением зрения должны быть обязательно озвучены (если мягкие игрушки, то обязательно поющие, и т. д.). Игрушки должны быть максимально похожими на натуральные объекты (зверей), быть разными по фактуре, материалу (дерево, пластик, мех, резина и т. д.). Ребенку могут не нравиться некоторые поверхности (часто дети с нарушением зрения не любят игрушки, сделанные из меха). Не настаивайте, просто предложите их позже. Новые игрушки и фактуры нужно предлагать очень осторожно. Главное, чтобы игрушки были безопасными! Пока ребенок совсем маленький, игрушки можно привязывать к кроватке, чтобы малыш не потерял их. У каждой игрушки должно быть свое место; не перекладывайте игрушки, не показав ребенку, куда вы их переложили.

Рассказывайте, что издает те или иные звуки, какие опасны, какие нет. Например, включенный пылесос шумит громко, но он не опасен. Предупреждайте, если собираетесь включить громкий звук.

Учите ребенка выражать эмоции мимикой

У зрячих детей мимика формируется по подражанию взрослым. А ребенок с нарушением зрения не видит того, как изменяется лицо родителей в той или иной ситуации, поэтому со временем мимика у него становится мало выразительной или вовсе отсутствует. Первая улыбка как у зрячего, так и у слепого малыша естественно появляется примерно в два месяца. Если у малыша не появится ассоциация улыбки с положительными эмоциями, то улыбка и другая мимика могут исчезнуть с лица ребенка и их придется «восстанавливать» на занятиях у тифлопедагога, а это очень сложный процесс.

Давайте ребенку с нарушением зрения «посмотреть» ваше лицо с помощью рук, когда оно отражает разные эмоции. Пусть ребенок внимательно обследует его, потом попытается изобразить подобное. Объясните, в каких ситуациях на лице возникает та или иная мимика.

Приучайте ребенка к порядку

У каждой вещи должно быть свое место. Приучайте ребенка к порядку — это упростит его самостоятельную жизнь в будущем.

Когда ребенок немного подрастет, рассказывайте ему, где какие игрушки лежат; обязательно старайтесь поддерживать порядок и сохранять определенное место для каждой вещи или игрушки. Например, вы видите, что корзина с игрушками стоит за письменным столом, мячик лежит слева от кровати и т. д., а ребенку все это приходится помнить. Другой пример: если погремушка лежит в левом нижнем углу кроватки, покажите ее ребенку, прикасаясь к ней его рукой, и предупреждайте, если собираетесь переложить вещь. Попросите ваших родственников и друзей тоже следовать этому правилу и не перекладывать вещи.

Учите ребенка пользоваться белой тростью

Как только у ребенка появится желание самостоятельно передвигаться, ему будет необходимо учиться пользоваться белой тростью.

Белая трость — незаменимый помощник в самостоятельном передвижении и ориентировании человека с глубоким нарушением зрения; она позволяет передвигаться независимо от помощи зрячих людей. Есть случаи, когда белая трость для самостоятельного передвижения нужна не только слепым, но и слабовидящим и людям с остаточным зрением, например, при очень низкой остроте зрения, нарушении сумеречного зрения, тоннельном зрении (сужении полей зрения) и т. д.

По мере подрастания ребенка необходимо расширять пространство, в котором он будет играть, передвигаться и, следовательно, ориентироваться; ребенка следует учить передвигаться на улице, за пределами квартиры. Белая длинная трость станет ему в этом незаменимой помощницей. Лучше начинать обучение использованию трости в помещении, т. е. дома, чтобы к тому времени, когда ребенок выйдет на улицу, он уже был с ней знаком, понимал ее функции, владел некоторыми способами ее использования.

Пусть трость находится хотя бы в его игрушках с раннего детства, чтобы он привыкал к ней. Для начала достаточно просто показать ребенку, что тростью можно обследовать предметы, находить препятствия. Сделать это можно следующим образом: вложите в руку ребенка ручку трости, сами обхватите кисть ребенка вместе с ручкой трости и совместно ощупайте с помощью трости предметы. Не следует брать в руку саму трость (ствол) в то время, когда ребенок держит ее за ручку — это может быть не очень комфортно для ребенка. Объясните, что наконечник трости должен быть направлен вниз и «идти всегда впереди».

Наверное, вы согласитесь, что передвигаться, постоянно следя рукой по стене — метод, хороший для ориентирования ребенка в своей квартире, но не обеспечивающий достаточных возможностей для полноценного обследования пространства и самостоятельного, эффективного передвижения на улице. Если вы действительно хотите дать малышу возможность быть самостоятельным, то обратитесь к тифлопедагогу, который занимается ориентированием и мобильностью. Он научит вашего малыша всем необходимым навыкам безопасного передвижения в пространстве. Возможно, вашего ребенка обучат приемам использования трости в специальном детском саду или школе, где он будет обучаться.

Есть специальные реабилитационные центры для слепых и слабовидящих, где также обучают использованию трости и навыкам самообслуживания. Такие региональные центры в России находятся в Бийске и Волоколамске. В некоторых городах, например в Санкт-Петербурге, есть небольшие местные реабилитационные центры. К сожалению, в эти центры принимают людей с нарушением зрения только после 18 лет. Советуем вам не дожидаться этого возраста и стараться самим обучить ребенка самостоятельному передвижению (ознакомившись с литературой или опытом взрослых людей с нарушением зрения, опытом родителей детей с нарушением зрения) или найти тифлопедагога-специалиста по ориентированию и мобильности — и чем раньше, тем лучше.

Создайте ориентиры и научите ребенка ими пользоваться

Очень поможет ребенку изучить пространство в доме и облегчить его ориентирование внутри него обеспечение различными ориентирами, например, колокольчиками над дверьми (ребенок не только будет знать, в какую именно комнату он вошел, но это еще будет сигналом, когда кто-то другой будет входить в комнату). Ориентиры могут быть сделаны специально: коврики перед дверьми, рельефные знаки на дверях или стенах в различных комнатах на уровне рук ребенка, если он не видит, и рельефно-графические на уровне глаз ребенка, если он видит. Можно использовать и уже существующие ориентиры, на которые вы обратите внимание ребенка и научите его ими пользоваться. Например, тикающие часы в спальне, звук работающего холодильника на кухне также будут хорошими помощниками.

Обращайте внимание на безопасность

Любого ребенка можно научить элементарным навыкам отслеживания собственной безопасности во время движения. Очень важно научить этому детей с нарушением зрения. Особенно на первых порах, когда ребенок только начинает самостоятельно передвигаться, Вы должны максимально отслеживать его безопасность, предотвращать столкновения, падения и т. д., чтобы не вызвать у ребенка страх перед самостоятельным передвижением и не подорвать доверие ребенка к вам. Позже покажите ему все препятствия в доме, заранее предупреждая ребенка о том, что ему сейчас встретится: «Сейчас перед тобой будет порог, посмотри».

Для начала сделайте все, чтобы ваша собственная квартира была безопасной. Убирайте предметы с краев мебели (столов, низких полок) или установите бортики. Недопустимо оставлять полуоткрытые межкомнатные двери и дверцы шкафов! Держите закрытыми дверцы шкафов, задвинутыми все ящики. Межкомнатные двери держите или полностью открытыми или полностью закрытыми.

По возможности сделайте отметки перед опасными предметами и участками жилого помещения. Например, на даче перед лестницами, бордюрами выложите плитку разной фактуры, чтобы ребенок мог почувствовать ее подошвой. Положите в квартире коврики возле дверей или порогов. Благодаря таким ориентирам ребенок, во-первых, будет знать, где он находится, а во-вторых, будет предупрежден об опасных участках.

Постарайтесь сделать пол максимально ровным: замените ковры, у которых загибаются края, или прикрепите ковер к полу, чтобы предотвратить загиб ковра; заклейте стыки на линолеуме и т. д. Если у вас есть лестница, обязательно должны быть перила и по возможности ориентир (пол с другой поверхностью), чтобы ребенок не упал.

Одним из самых опасных мест в квартире является кухня. Не оставляйте кастрюли на краях плиты, острые и горячие предметы в пределах доступности ребенка. А еще лучше, если ребенок на кухне будет под вашим постоянным чутким наблюдением. Не позволяйте ребенку находиться на кухне, когда вы заняты приготовлением еды (конечно, если вы не ставите себе задачей показать ребенку ваши действия), так как вы можете не проконтролировать должным образом безопасность ребенка.

Для того чтобы понять, какие опасности и проблемы могут ждать вашего ребенка, попробуйте сами завязать глаза и походить по квартире. Попросите сделать это и других людей, проживающих в ней. После этого вам легче будет определить опасные места.

Покажите ребенку все опасные места во дворе дома (колодцы, канавы, лестницы, бордюры, клумбы и т. д.), объясните, что это такое и что может произойти, если не быть осторожным.

Позволяйте ребенку бегать, играть в спортивные игры, строить куличи из песка. Не стоит ему запрещать этого и слишком переживать за него. Вы не сможете всегда оберегать его от всех неприятностей. Разрешайте и поощряйте общение вашего ребенка с другими детьми, пробуйте объяснить детям во дворе, что ваш ребенок плохо видит или не видит совсем. Познакомьтесь с родителями во дворе, общайтесь.

***

Появление ребенка в семье — это счастье для родителей и других членов семьи. Даже если у ребенка нарушение зрения. Занимайтесь с ребенком, обучайте, воспитывайте его, но обязательно оставьте место в вашей жизни для себя, других членов семьи, супруга (супруги), других ваших детей. 

Ваш ребенок с нарушением зрения не должен отнимать абсолютно все ваше время, лишать хобби и других радостей жизни. Если вы будете жить только для ребенка, то он станет слишком зависимым от вас в будущем, не сможет самостоятельно организовывать свое время. Вы лишите ребенка самостоятельности, и ему будет сложно принимать решения. Если вы откажетесь от всего ради ребенка, он не станет от этого счастливее. Ваша жизнь не должна разрушиться только из-за того, что у вашего ребенка нарушение зрения.

Обязательно учитесь доверять педагогам, которые будут работать с вашим ребенком. Это важная часть в социальном развитии малыша — ведь в детском саду и школе он должен будет находиться без вас. Ребенок должен уметь общаться с посторонними людьми без присутствия родителей.

У вашего ребенка есть право быть таким, как все: окончить школу, получить специальность, иметь свою собственную семью, растить и воспитывать своего ребенка… Каким и насколько длинным будет этот список, в некоторой степени зависит и от вас. Хотя нельзя отрицать тот факт, что все люди совершенно разные — у кого-то активная жизненная позиция и постоянное стремление познать что-то новое, некоторые же люди не менее счастливы от тихой, спокойной, размеренной жизни. Наступит момент, когда вашему ребенку придется самому строить жизнь, но вы должны сделать все, чтобы у него был выбор.

И наконец, стоит помнить, что все могут совершать ошибки. Важно просто любить своего ребенка таким, какой он есть, искренне желать ему счастья, поддерживать во всех начинаниях и верить в него. И тогда ваш ребенок отблагодарит вас успешной учебой, целеустремленностью и своими, может и не большими, но собственными успехами и достижениями!

Литература:
Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / пер. с нем. В. А. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова / М. Брамбринг. — М. : Академия, 2003. — 144 с.
Денискина, В. З. Учимся улыбаться / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 1.
Денискина, В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. — М., 2003.
Солнцева, Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Л. И. Солнцева, Е. Н. Подколзина. — М., 2005.
Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. — М. : ВОС, 1983.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/tiflolab/lyubimov.su/docs/netcat_template/class/169/RecordTemplateFull.html on line 93