К вопросу о создании единой терминологии по курсу «Ориентировка в пространстве»
Любимов, А.А. К вопросу о создании единой терминологии по курсу «Ориентировка в пространстве» [Электронный ресурс] / А.А. Любимов, М.П. Любимова (Бондаренко) // Сборник материалов по итогам проведения Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, 4-6 октября, 2010 г. / Институт коррекционной педагогики РАО. - М., 2010. - 20 Кб. - Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-14/prilozhenie
А.А Любимов, науч. сотр.;
М.П. Любимова (Бондаренко), мл. науч. сотр.,
Учреждение РАО
«Институт коррекционной педагогики», Москва
Внедрение единого государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к необходимости разработки не только компонента академических знаний, но и компонента социальной компетентности.
Компонент социальной компетентности для слепых и слабовидящих в обязательном порядке должен включать в себя коррекционно-развивающий курс «Ориентирование и мобильность», так как без умения самостоятельно передвигаться и ориентироваться в пространстве невозможна полноценная интеграция инвалида по зрению в открытое общество.
Обучение пространственной ориентировке инвалида по зрению проводится на трёх этапах: в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего или комбинированного вида, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III-IV вида и в реабилитационных центрах.
На каждом из этих этапов под понятием «пространственная ориентировка» подразумевается свой блок и объём знаний, умений и навыков.
Таким образом, пространственная ориентировка впервые как коррекционно-развивающее занятие появляется в жизни ребёнка с нарушением зрения только в дошкольном образовательном учреждении, при условии, что этот ребёнок посещает дошкольное образовательное учреждение. На этом этапе в содержание коррекционных занятий входят следующие основные темы: ориентировка на собственном теле, ориентировка в группе (от себя, относительно предметов), ориентировка на участке детского сада и т.д.
На следующем этапе пространственная ориентировка как коррекционно-развивающее занятие появляется в школе для слепых детей III-IV или IV видов. Школьная программа коррекционных занятий по пространственной ориентировке направлена на обучение свободному передвижению в малом и большом пространствах. На этом этапе основными направления работы состоят в овладении приёмами использования белой трости и навыками ориентирования.
Пространственная ориентировка на третьем этапе мало чем отличается от школьной программы по содержанию. Основным отличием коррекционных занятий в реабилитационном центре является время проведения одного занятия и скорость прохождения материала.
Таким образом, на современном этапе все основные программы по пространственной ориентировке нацелены на то, чтобы научить инвалида по зрению ориентироваться в пространстве.
Самостоятельное и независимое передвижение инвалида по зрению зависит не только от умения правильно определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и окружающих объектов, но и от умения безопасно и эффективно передвигаться из точки А в точку Б, при этом имея представления о пространстве, в котором он передвигается.
Таким образом, вторая неотъемлемая составляющая самостоятельного и независимого передвижения слепых и слабовидящих – это мобильность.
В отечественной тифлопедагогической литературе были попытки ввести понятие «мобильность» (В.С.Сверлов, Л.И.Солнцева, В.З. Денискина и др.), однако содержательная часть коррекционных занятий осталась неизменной.
Введение вместо термина «пространственная ориентировка» термина «ориентирование и мобильность» автоматически, исходя из определения, вводит в содержательную часть программы разделы, направленные на формирование навыка безопасного передвижения в различных типах пространства.
Мобильность – это способность человека передвигаться в пространстве. Для самостоятельного и независимого передвижения одной способности ориентироваться недостаточно. Тем более, что далеко не все инвалиды по зрению осваивают ориентирование в объёме школьного курса. Однако, умение безопасно и эффективно передвигаться в пространстве с использованием белой трости, собаки-проводника или оптических средств при слабом умении ориентироваться даёт возможность инвалиду по зрению быть более самостоятельным и не зависеть от родственников, друзей и знакомых.
Таким образом, из сказанного вытекает необходимость пересмотра содержания коррекционных занятий по пространственной ориентировке с тем, чтобы обучение слепых и слабовидящих самостоятельному и безопасному передвижению в пространстве в равной степени содержало оба компонента: умение ориентироваться и умение безопасно передвигаться (быть мобильным).
Необходимо разработать новые программы, которые в равной степени могли бы применяться для обучения инвалида по зрению самостоятельному и независимому передвижению в пространстве вне зависимости от выбранного образовательного учреждения. Коррекционный курс должен органично войти в компонент нового стандарта образования и стать частью социальной компетентности. Для этого данный курс должен отвечать современным требованиям к безопасности и соответствующему уровню знаний.
Концепция программы по ориентированию и мобильности должна содержать единую терминологическую базу, включающую в себя понятия, определения, описания и т.д. Термины и понятийный аппарат программы должны соответствовать терминам и понятиям, закреплённым в законодательстве Российской Федерации. Например, необходимо включить в тему «Переход проезжей части, регулируемых и не регулируемых перекрёстков» термины и понятия, содержащиеся в Правилах дорожного движения РФ.
Программа должна содержать следующие тематические разделы:
•способы передвижения слепых и слабовидящих (защитные техники, сопровождающий, белая трость, собака-проводник, высокотехнологичные средства реабилитации);
•способы ориентирования слепых и слабовидящих (стороны горизонта, объектное ориентирование, адресная система, оптические средства, высокотехнологичные средства реабилитации);
•методы и приёмы самостоятельного передвижения (приёмы использования белой трости, приёмы использования оптических средств, приёмы использования помощи окружающих, приёмы использования информации и т.д.);
•самостоятельное передвижение в пространстве (здание, улица, населённый пункт и т.д.);
•самостоятельное передвижение на транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро, железнодорожный, речной и авиационный транспорт).
Определив и описав единую терминологию коррекционного курса «ориентирование и мобильность», мы сможем перейти от концепции программы по самостоятельному и независимому передвижению слепых и слабовидящих в пространстве к созданию единой модульной программы, которая будет включать в себя материал не только по обучению правильно ориентироваться в пространстве, но и материал по обучению безопасному передвижению в пространстве с использованием средств реабилитации или с использованием остаточного зрения.
Мероприятия
Ближайших мероприятий нет