Лояльность пользователя или судебное решение - что двигает accessibility в Рунете?

Любимов в сколково 22.10.2019
Алексей

В рамках форума "Открытые инновации", прошедшего в Инновационном центре «Сколково», 21 октября 2019 г. состоялась дискуссионная сессия "Diversity agenda. Бизнес как проводник инклюзии в городе".Участники дискуссионной сессии

Дискуссия была посвещена влиянию доступности цифровой среды для пользователей с ограниченными возможностями здоровья на качество жизни граждан с инвалидностью и изменение бизнес-процессов в компаниях.Фотография с дискуссионной площадки

В процессе обсуждения основной темы меня попросили прокомментировать ситуацию, произошедшую в США с Гильермо Роблес, когда он не смог заказать пиццу в сети "Domino's Pizza" [Источник: What Domino’s Pizza got wrong about internet accessibility].Фотография с дискуссионной площадки

На мой взгляд, с 2008 г., когда я начал заниматься вопросом accessibility в Рунете, ситуация с доступностью Интернет-ресурсов Рунета качественно изменилась. Безусловно, много ещё предстоит сделать, но и, надо отдать должное, очень много уже сделано.

Позитивным примером можно считать реализацию принципов доступности Интернет-ресурсов и мобильных приложений ПАО Сбербанк, ООО Яндекс и др. Также, эволюция Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872, регламентирующего доступность Интернет-ресурсов от "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" [2007, 2012 г.г.) до до "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности [2018 г.].

Редакция Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2018 вступит в силу в апреле 2020 г.

Наши соотечественники, в отличии от пользователей США и Европы, в силу культурных особенностей и иного законодательства, не решают свои проблемы в судебном порядке, а пытаются решить их самостоятельно, путём поиска более дружелюбного сайта и выбора другого поставщика, магазина и т.д.

Подача иска в суд по факту отсутствия доступности Интернет-ресурса осложнено тем, что доступность самой судебной системы оставляет желать лучшего. На сегодняшний день подача обращения через электронную приёмную ослажнено не только наличием captcha, но и техническими решениями, с помощью которых реализован выбор ряда параметров анкеты. Эти технические решения зачастую не учитывают особенности взаимодействия пользователя, использующего вспомогательные технологии.

В сессии приняли участие:

 
  • Денис Кулешов Sensor-Tech, Генеральный директор;
  • Мария Левицкая Сбербанк, руководитель направления «Особенный банк»;
  • Алексей Любимов ФГБНУ "ИКП РАО", Старший научный сотрудник;
  • Алёна Светушкова Philtech Initiative, Со-основатель;
  • Владимир Филиппов Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Заместитель руководителя;
  • Евгений Хохлунов Яндекс, Заместитель директора по GR;
  • Евгения Чистова ВымпелКом, Руководитель по устойчивому развитию.
Модерировала дискуссию Валерия Курмак AIC, Директор практик Human Experience

Другие события

II Всероссийская конференция «Комплексный подход к проблемам развития доступной среды»

Новость

Доступность банковских приложений. Итоги исследования 2020 года

Событие