Лояльность пользователя или судебное решение - что двигает accessibility в Рунете?
В рамках форума "Открытые инновации", прошедшего в Инновационном центре «Сколково», 21 октября 2019 г. состоялась дискуссионная сессия "Diversity agenda. Бизнес как проводник инклюзии в городе".
Дискуссия была посвещена влиянию доступности цифровой среды для пользователей с ограниченными возможностями здоровья на качество жизни граждан с инвалидностью и изменение бизнес-процессов в компаниях.
В процессе обсуждения основной темы меня попросили прокомментировать ситуацию, произошедшую в США с Гильермо Роблес, когда он не смог заказать пиццу в сети "Domino's Pizza" [Источник: What Domino’s Pizza got wrong about internet accessibility].
На мой взгляд, с 2008 г., когда я начал заниматься вопросом accessibility в Рунете, ситуация с доступностью Интернет-ресурсов Рунета качественно изменилась. Безусловно, много ещё предстоит сделать, но и, надо отдать должное, очень много уже сделано.
Позитивным примером можно считать реализацию принципов доступности Интернет-ресурсов и мобильных приложений ПАО Сбербанк, ООО Яндекс и др. Также, эволюция Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872, регламентирующего доступность Интернет-ресурсов от "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" [2007, 2012 г.г.) до до "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности [2018 г.].
Редакция Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2018 вступит в силу в апреле 2020 г.
Наши соотечественники, в отличии от пользователей США и Европы, в силу культурных особенностей и иного законодательства, не решают свои проблемы в судебном порядке, а пытаются решить их самостоятельно, путём поиска более дружелюбного сайта и выбора другого поставщика, магазина и т.д.
Подача иска в суд по факту отсутствия доступности Интернет-ресурса осложнено тем, что доступность самой судебной системы оставляет желать лучшего. На сегодняшний день подача обращения через электронную приёмную ослажнено не только наличием captcha, но и техническими решениями, с помощью которых реализован выбор ряда параметров анкеты. Эти технические решения зачастую не учитывают особенности взаимодействия пользователя, использующего вспомогательные технологии.
В сессии приняли участие:
- Денис Кулешов Sensor-Tech, Генеральный директор;
- Мария Левицкая Сбербанк, руководитель направления «Особенный банк»;
- Алексей Любимов ФГБНУ "ИКП РАО", Старший научный сотрудник;
- Алёна Светушкова Philtech Initiative, Со-основатель;
- Владимир Филиппов Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Заместитель руководителя;
- Евгений Хохлунов Яндекс, Заместитель директора по GR;
- Евгения Чистова ВымпелКом, Руководитель по устойчивому развитию.
Другие события
Мероприятия
Ближайших мероприятий нет