Введение

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общество окончательно убедилось в том, что курение является причиной многих тяжёлых заболеваний, ведущих к преждевременной смерти. По данным Всемирной организации здравоохранения за 2002 г., Россия входит в группу стран, где ситуация с распространением табакокурения признаётся катастрофической. Ежегодно курение сигарет приводит к смерти 4 млн. человек в мире и 300 тыс. человек в России.
Более 2/3 мужского и 1/3 женского населения курят сигареты. В то время, как в Америке и Западной Европе, в результате антиникотиновой компании уровень заболеваемости и смертности от бронхолёгочных заболеваний снижается параллельно со снижением потребления сигарет, у нас ситуация остаётся на уровне стран «третьего мира», где разрешена реклама табачной продукции и запрет на продажу сигарет детям до 16 лет не соблюдается (1).
   Если брать показатели потребления сигарет в среде студенческой молодёжи российских высших учебных заведений, то ситуация выглядит драматично. Курят 80% молодых людей до 25 лет, и эта цифра с каждым годом только растёт. Контингент курильщиков опасно молодеет, становится больше курящих девушек, а это уже – угроза здоровью будущих поколений, здоровье нашей нации (1).
   Поэтому, чем раньше курящие молодые люди осознают опасность табакокурения, чем раньше начнут борьбу с никотиновой зависимостью, тем быстрее и легче они избавятся от этой пагубной привычки. Следовательно, надо знать, что стимулирует и подталкивает молодых людей взяться за сигарету.
Актуальность исследования и его научно-практическое значение для клинической психологии обусловлены следующими обстоятельствами:
•    контингент лиц, начинающих курить, за последние годы сильно помолодел, при этом большой удельный вес среди начинающих курильщиков составляют дети и подростки;
•    почти половину людей, употребляющих табачные изделия в России,    составляют молодые девушки и женщины, что в свою очередь ведёт к риску появления потомства с патологиями и представляет опасность для народонаселения страны.
Цели и задачи исследования. Известно, что табачная зависимость проявляется в форме психологической и физиологической (физической) зависимости. Несмотря на то, что характер и клинические проявления указанных зависимостей четко определены и    достаточно хорошо описаны в соответствующей литературе, о причинах, побуждающих взяться за сигарету, мало что известно.
Целью исследования является  описание психо-эмоциональных причин, которые побуждают студентов начальных курсов к употреблению табачных изделий.
Задачи исследования: 
1. Выявление и анализ факторов, стимулирующих курение, а также    факторов, влияющих на  уровень отказа от курения.
2. Оценка  психо-эмоционального состояния исследуемых студентов с помощью специальных шкал личностной и ситуативной тревожности.
3.  Изучение влияния курения табака на поведение подростков методом  анкетирования.
Гипотеза исследования. Мы считаем, что изначально у людей нет никотиновой зависимости. Зависимость, будь-то она физическая или психологическая, возникает в результате появления психо-эмоциональных проблем. В частности, потребность в курении возникает как попытка купирования состояния или последствий стресса.