Заключение

Курение подростков и молодежи является  одним из наиболее значимых факторов риска ухудшения здоровья нации.  За последние годы оно приобрело размеры и масштабы национальной катастрофы. Возраст начала курения заметно «помолодел» и составляет 10-12 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек.
     В нашей работе мы попытались определить  и проанализировать некоторые психологические аспекты подросткового курения. С этой целью мы проводили беседы, опросы и интервью у определенных групп учащейся молодежи – студентов младших курсов и школьников старших классов. Такой контингент для анализа был выбран нами не случайно: в возрасте от 15-16 до 20 лет у подростков возникает и формируется особый интерес к самонаблюдению и самоанализу. При этом учащиеся высших учебных заведений (в нашей работе  - студенты Московской академии приборостроения) и старших классов обладают достаточно высоким интеллектуальным потенциалом для такой работы, с готовностью отвечают на вопросы, ищут и находят определенные закономерности в своем поведении.
    Используя опросники, специально разработанные для определения интенсивности курения  и степени никотиновой зависимости (тест Фагерстрема) и  выявления типов курительного поведения (анкета Хорна) с одной стороны, а с другой - психологические характеристики психоэмоционального состояния курящих студентов (тест личностной и реактивной тревожности Спилбергера-Ханина), мы обнаружили, что имеется определенная взаимосвязь между этими показателями.
    Установлено, что  высокая степень личностной и реактивной тревожности выявлялась у студентов со средней и высокой степенью никотиновой зависимости. Для них были характерными такие типы курительного поведения, как  «Стимуляция», «Расслабление», «Поддержка».  Такой их выбор, естественно, не является случайным и свидетельствует о наличии у этой группы курящих лиц неустойчивости к стрессам и эмоциональной лабильности.
    Учет  эмоционально-личностных особенностей курящих лиц важен для правильно выбора  тактики противоникотиновой пропаганды и психокоррекционной работы.
    Здесь нами было обращено внимание еще на одну важную  сферу психической деятельности  мозга курящих лиц, а именно, на интеллектуальную сферу. При расспросах о том, как возникает представление о курении, желание курения мы интересовались тем, как эти представления возникают – в виде образов, «картинок», как бы в мечтах, когда человек «видит» себя курящим и испытывает при этом особое состояние расслабления, удовольствия и успокоения, или же в виде появления мысли о курении, приобретающей особую настойчивость, «навязчивость», мешающей сосредоточиться на других делах, кроме курения.
    Если преобладали «образы курения», то речь шла об образном типе воспоминаний и представлений, если преобладали «мысли о курении» - то о мысленном типе воспоминаний и представлений курения. Естественно, наблюдались и промежуточные варианты – образно-мысленный и мысленно-образный.  
    Психотерапевтическая работа по преодолению никотиновой зависимости  должна строиться на анализе характеристик воспоминаний и представлений курения и быть направленной на коррекцию  низкой стрессоустойчивости и повышение адаптивных возможностей курящих лиц.  Адекватно и правильно это можно производить только с учетом наличия в том или ином конкретном случае определенной формы  табачной зависимости – идеаторной, диссоциированной, психосоматической.
     Вместе с тем, проведение психологического исследования курящих подростков и анализ соответствующей литературы позволяют нам  утверждать, что само курительное поведение подростков существенно отличается  от курительного поведения взрослых. Здесь существенную роль играют элементы атрибутики подросткового языка и подростковой культуры, подростковой системы ценностей. Установлено, что у подростков в первую очередь развивается зависимость «от сигареты» - как элемент ситуативного поведения, а лишь затем клинически очерченная табачная зависимость.
    Для уточнения этих особенностей нами было предпринято  дополнительное исследование в виде интервьюирования учащихся старших классов московских школ.
Если опросник Хорна содержал вопросы, касающиеся условия курения и описывал виды и особенности курительного поведения молодых людей, то предложенные для разъяснения подростками в специальной анкете утверждения и фразы типа «чувствую себя неуклюжим, когда все курят, а я – нет», «курю, чтобы проявить непослушание», « потребность в курении – психическая вещь», «все курильщики – крутые» и т.д., позволяют выявить и уточнить более сложные, глубинные аспекты курения.
    Проведенный анализ позволил выявить пять социально-психологических аспектов зависимости от ситуации курения, свойственных подростковой среде и не встречающихся у взрослых.     Это – «социальный аспект», свойственный лицам конформного склада, с элементами зависимости от среды, подражания среде; аспект привнесения «радости» в монотонную, обыденную жизнь с помощью выкуривания сигареты – свойственен эмоционально-лабильным и гипотимным (субдепрессивным) личностям, а также личностям с астеническим складом психики; аспект, придающий власть – встречается у подростков, склонных к самоутверждению любой ценой, как правило, истероидных и гипертимно-истероидных личностей;  эмоциональный аспект – это наличие высоких показателей ситуативной и личностной тревожности и, наконец, так называемый абсолютный тип зависимости – по сути уже сформировавшийся клинический вариант психосоматической формы табачной зависимости. Последний вариант встречается в семьях, где  табакокурение прослеживается в нескольких поколениях и где  курение в доме – привычный атрибут поведения взрослых.    
     Проведенное нами психологическое исследование, не претендуя на полноту раскрытия такой сложной и многогранной проблемы, как курение подростков, все же приоткрывает некоторые особенности формирования курительного поведения.
Обращает на себя внимание, что курение – это,  прежде всего, поведенческий акт, определяющийся особенностями психоэмоциональной сферы и интеллектуальной деятельности курящего в определенных социальных условиях. Это -  и ответ на неблагоприятные факторы  окружающей среды, и показатель низкой стрессоустойчивости и особой психологической уязвимости. Вместе с тем, курительное поведение – это одна из форм патологической социальной адаптации.
    Учет представленных в работе данных позволит в дальнейшем проводить как групповую, так и индивидуальную, социально ориентированную работу по психокоррекции курительного поведения.
    Только комплексный подход к этой проблеме сможет в дальнейшем обеспечить высокую эффективность борьбы с табакокурением и оздоровление нации.