2.2. Методы.

Подход, использованный в настоящем исследовании, основан на предположении, что молодые люди имеют общую динамическую культуру, характеризующуюся общими для них значениями, языком и поведением согласно социальным образцам. Этот метод позволяет исследователям изучить идеи и убеждения среди лиц, предоставляющих информацию, выявить смыслы социального поведения, которое часто считается само собой разумеющимся, и только косвенно выражается через язык и действия.
Мы провели интервью с помощью специальных анкет и бесед по поводу курения табака у подростков старшего школьного возраста ряда московских школ.
Процесс сбора и анализа данных происходил в три этапа. На первом этапе мы провели вторичный анализ данных интервью, собранных в ходе индивидуальных бесед с подростками (Таблица 3). Средний возраст этих подростков составил 16 лет (от 14 до 18 лет). В выборочную группу были включены мальчики (n = 18) и девочки (n = 29). Все они экспериментировали с табаком, одни были регулярными курильщиками, другие – бросали курить. Эти интервью сосредоточились на вопросе об отношении к курению и личном опыте курения. Одна из проблем, исследуемых в этих интервью – опыт зависимости от табака. Мы начали наш анализ, выявляя те высказывания в интервью, в которых упоминалась зависимость от табака или потребности в сигаретах. Эти высказывания затем подвергли более детальному анализу, чтобы начать выявлять слова и фразы, посредством которых подростки обычно объясняли зависимость, и определить виды зависимости, содержащиеся в их описаниях. Нас больше интересовали различные пути, которые подростки используют при разговоре о потребности курения, чем частота использования конкретных фраз и слов. Этот анализ был выполнен для того, чтобы разработать противопоставляющие и структурные вопросы, которые направляли дальнейшие исследование организации культурного знания среди подростков, связанного с зависимостью от табака.
Сбор первичных данных проводился на втором и третьем этапе исследования. Участников набирали среди близких знакомых по месту учебы и жительства. Выборочная группа, участвующая в углубленных интервью на втором и третьем этапах, включала 25 человек; большинство были курящими ежедневно (n = 16), из них 14 девушек. Средний возраст участников второго этапа составил 16 лет, от 13 до 19.
    На втором этапе были проведены 13 интервью с подростками, которые были сосредоточены конкретно на вопросе зависимости от табака. Интервью начинались с ряда вопросов с открытым завершением, с помощью которого изучались взгляды подростков на потребность курить. После этого были использованы подготовленные структурные и противопоставляющие вопросы, чтобы исследовать различия и сходство подходов в рассказах молодых людей о зависимости от табака.

Таблица 3. Демографические данные об участниках первого этапа (вторичный анализ; n = 47)

 Переменная____________________       n_________%_______
Пол
    Мужской                          18          38
    Женский                         29          62
Статус курения
    Время от времени (социальный)    11          23
    Регулярный (ежедневный)             20          43
    Бывший                         16          34

Переменная___________ _средних лет станд. откл. _  интервал в годах_
Возраст                     16 (1,3)            14 – 18 
Возраст первой сигареты        13 (1,3)            11 – 16 
Число лет курения               3 (1,7)             < 1 – 6 

Примечание: Число лет курения для этих участников рассчитано путем вычитания «возраста первой сигареты» из возраста на момент исследования.


Таблица 4. Демографические данные об участниках второго и третьего этапов (n = 25)

 Переменная____________________       n_________%_______
Пол
    Мужской                          11          44
    Женский                         14          56
Статус курения
    Время от времени (социальный)      7          28
    Регулярный (ежедневный)             16          64
    Бывший                           2            8

Переменная___________ _средних лет станд. откл. _  интервал в годах_
Возраст                     16 (1,3)            13 – 19 
Возраст первой сигареты        12 (1,5)              9 – 15 
Число лет курения               4 (1,7)               0 –  7  

Примечание: Число лет курения для этих участников рассчитано путем вычитания «возраста первой сигареты» из возраста на момент исследования.
    
Эти первые два этапа анализа позволили разработать набор из ключевых фраз на языке молодежи, который представлял первичные способы описания потребности в курении (Приложение 2).
На заключительном этапе мы провели интервью с подростками с использованием 53 ключевых фраз. Анализ данных позволил выявить пять областей, каждая из которых представляет аспект зависимости от табака среди молодых людей.