1.5. Исследования на студентах-добровольцах.
Один из инструментов, широко применяемый для измерения зависимости от никотина - это вопросник толерантности Фагерстрома (10).
Среди добровольцев – студентов 1 и 2 курсов Московского государственного университета приборостроения - было проведено и анкетирование 183 курящих студентов (94 юношей и 89 девушек). Установлено, что 32% студентов стали курить до учёбы в университете, 54,5% – на первом курсе и 13,5% – на втором. Основные причины, побудившие их заняться курением, следующие: желание казаться взрослее; не отличаться от однокурсников; психологический стресс, вызванный новыми повышенными требованиями к учёбе; изменение режима жизни; снижение родительской опеки (дальние поездки к месту учебы и обратно, длительное нахождение в кругу своих сверстников). На основании обследования 1800 студентов из 13 ВУЗов страны Твороговой Н.Д. была выявлена следующая закономерность: период обучения в ВУЗе является критическим в приобщении будущих молодых специалистов к курению. Среди выпускников ВУЗов число курящих мужчин доходило до 90%, а женщин – до 60% (на первых курсах курили 20-40% мужчин и 4% женщин). (11).
Для определения степени никотиновой зависимости нами использовался тест Фагерстрома (Приложение 1), имеющий десятибалльную градацию (0 - зависимость очень слабая; 10 - зависимость очень сильная).
Отмечено, что у большинства студентов младших курсов выявляется слабая степень никотиновой зависимости – когда количество выкуриваемых студентами сигарет составляет не более 5-7 сигарет в сутки, курение происходит только в присутствии других, «за компанию».
У 15% студентов степень никотиновой зависимости можно было охарактеризовать как среднюю. Здесь количество выкуриваемых сигарет в сутки составляло от 5-7 до 10. При этом курение происходило как в компании сверстников, так и в одиночестве, когда, по словам студентов, им было необходимо «собраться, сосредоточиться, отвлечься от неприятных мыслей, успокоиться».
Высокая степень табачной зависимости выявлена у 9% студенческой молодежи. При этом количество выкуриваемых сигарет составляло от 15-20 до 25 в сутки. Курение происходило как в компании, так и в одиночестве, за 1 раз можно было выкурить до 2-3 сигарет одну за другой, особенно во время эмоционально-значимых разговоров, переживаний и т.д.; курение зачастую происходило натощак и в ночное время.
Для оценки курения как фактора риска развития бронхолёгочных заболеваний рассчитывали индивидуальный индекс курящего человека по формуле: ИК = (число сигарет, выкуриваемых в день) х 12.
ИК выше 140 свидетельствует о том, что риск развития хронической обструктивной болезни лёгких крайне высокий.
Также нами использовались тесты для оценки факторов, стимулирующих курение, и уровня отказа от курения. Параллельно мы постарались оценить психоэмоциональное состояние исследуемых студентов с помощью специальных шкал личностной и ситуативной тревожности (ЛТ и СТ соответственно) Спилберга - Ханина. (табл.2). На наш взгляд, это наиболее надёжная психодиагностическая методика, которая позволяет дифференцированно измерять тревожность студента. Шкала имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой форм тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в момент обследования и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Эта методика позволяет выявить не только психодинамические особенности личности, но и взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, её темперамента и характера.
Среди добровольцев – студентов 1 и 2 курсов Московского государственного университета приборостроения - было проведено и анкетирование 183 курящих студентов (94 юношей и 89 девушек). Установлено, что 32% студентов стали курить до учёбы в университете, 54,5% – на первом курсе и 13,5% – на втором. Основные причины, побудившие их заняться курением, следующие: желание казаться взрослее; не отличаться от однокурсников; психологический стресс, вызванный новыми повышенными требованиями к учёбе; изменение режима жизни; снижение родительской опеки (дальние поездки к месту учебы и обратно, длительное нахождение в кругу своих сверстников). На основании обследования 1800 студентов из 13 ВУЗов страны Твороговой Н.Д. была выявлена следующая закономерность: период обучения в ВУЗе является критическим в приобщении будущих молодых специалистов к курению. Среди выпускников ВУЗов число курящих мужчин доходило до 90%, а женщин – до 60% (на первых курсах курили 20-40% мужчин и 4% женщин). (11).
Для определения степени никотиновой зависимости нами использовался тест Фагерстрома (Приложение 1), имеющий десятибалльную градацию (0 - зависимость очень слабая; 10 - зависимость очень сильная).
Отмечено, что у большинства студентов младших курсов выявляется слабая степень никотиновой зависимости – когда количество выкуриваемых студентами сигарет составляет не более 5-7 сигарет в сутки, курение происходит только в присутствии других, «за компанию».
У 15% студентов степень никотиновой зависимости можно было охарактеризовать как среднюю. Здесь количество выкуриваемых сигарет в сутки составляло от 5-7 до 10. При этом курение происходило как в компании сверстников, так и в одиночестве, когда, по словам студентов, им было необходимо «собраться, сосредоточиться, отвлечься от неприятных мыслей, успокоиться».
Высокая степень табачной зависимости выявлена у 9% студенческой молодежи. При этом количество выкуриваемых сигарет составляло от 15-20 до 25 в сутки. Курение происходило как в компании, так и в одиночестве, за 1 раз можно было выкурить до 2-3 сигарет одну за другой, особенно во время эмоционально-значимых разговоров, переживаний и т.д.; курение зачастую происходило натощак и в ночное время.
Для оценки курения как фактора риска развития бронхолёгочных заболеваний рассчитывали индивидуальный индекс курящего человека по формуле: ИК = (число сигарет, выкуриваемых в день) х 12.
ИК выше 140 свидетельствует о том, что риск развития хронической обструктивной болезни лёгких крайне высокий.
Также нами использовались тесты для оценки факторов, стимулирующих курение, и уровня отказа от курения. Параллельно мы постарались оценить психоэмоциональное состояние исследуемых студентов с помощью специальных шкал личностной и ситуативной тревожности (ЛТ и СТ соответственно) Спилберга - Ханина. (табл.2). На наш взгляд, это наиболее надёжная психодиагностическая методика, которая позволяет дифференцированно измерять тревожность студента. Шкала имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой форм тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в момент обследования и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Эта методика позволяет выявить не только психодинамические особенности личности, но и взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, её темперамента и характера.
Мероприятия
Ближайших мероприятий нет