Совместное обучение слепых школьников в СССР

Время от времени в профессиональном и родительском сообществах возникают дискуссии о специальном и инклюзивном школьном образовании. Сейчас мы не будем обсуждать плюсы и минусы системы специального или инклюзивного образования.

Нам хочется вспомнить о том, что в последние несколько десятков лет называется инклюзией, уже было в отечественной системе образования.

В работе профессора В.А. Гандера «Первоначальное воспитание и обучение слепых детей» (Государственное учебно-педагогическое издательство, Москва – 1934 г.) указывается не только время, но и нормативно-правовой документ, согласно которому слепой ребёнок может получать школьное образование не в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. "Главным затруднением к открытию специальных школ является дороговизна их содержания и оборудования, поэтому Наркомпрос РСФСР, желая найти выход из этого положения, открыл слепым детям двери начальной и средней школы для совместного обучения их со зрячими детьми (см. «Еженедельник Наркомпроса» за 1929 г., № 50, стр. 1229)."

Необходимо отметить, что на 01 октября 1933 г. в СССР было открыто и работало 58 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для детей с нарушением зрения.

Таким образом, совместное обучение появилось в СССР в 30-е годы XX века.
Конечно, возникает вопрос: «А почему совместное обучение не было так широко распространено?»

Думаю, что на этот вопрос смогут ответить те, кто возьмётся за описание истории создания и развития тифлопедагогики в России. В той же работе на этот вопрос ответ имеется такой:
«К сожалению, распоряжение Наркомпроса о приеме слепых детей в нормальные школы практических результатов не дало, так как учительская масса не была подготовлена к нему, и идея о совместном обучении была взята под сомнение всеми учителями».

Напомню, что распоряжение Наркомпроса датировано 1929 г., а работа вышла в 1934 г. По сути, за прошедшие 100 лет, на наш субъективный взгляд, практически ничего так и не изменилось.

В любом случае, дискутируя на тему «Какая система лучше?», не стоит обвинять педагогов или родителей в том, что одни не хотят работать, а другие воспитывать. Правда будет, как чаще всего и бывает, где-то посередине.

Дискутируя на эту тему, нужно искать пути и предлагать те решения, которые позволят убрать или свести к минимуму негатив и довести до максимума всё то хорошее, что наработано нашими предшественниками.