Слепой человек обуза или опора для своих близких?

Слепой человек во взрослой жизни является объектом постоянной помощи или становится опорой для своей семьи и поддержкой своих близких?
Читая книги по обучению и воспитанию слепых людей нашёл заметку, о стажировке Е.А. Фрезе в Дрезденском институте для слепых. Вывод, сделанный Е.А. Фрезе очень точно, на мой взгляд, характеризует одну из ключевых задач, которая решалась путём создания в Российской Империи школ для слепых детей.
Мало кто помнит, что в России первая школа для слепых детей появилась не в 1881 году, а в 1807 году. Однако, во многих источниках отмечается, что именно 1881 год считается годом открытия К.К. Гротом первой школы для слепых детей.
Мы не будем сейчас углубляться в хитросплетения взаимоотношений между благотворителями, министерскими чиновниками и всех тех, от кого зависило открытие школ для слепых детей в Российской Империи. Отмечу только, что подготовка к созданию и открытию новой, относительно школьной модели В. Гаюи, школы для слепых детей и самой системы обучения началась ещё в далёком 1871 году.
Мы можем долго дискутировать о причинах того, что школьная модель В. Гаюи просуществовала 13 лет и в результате была свёрнута. Однако, на мой взгляд, одно является неоспоримым - это цель функционирования школы для слепых детей.
В. Гаюи ввёз в россию французскую модель, целью которой было получение слепыми детьми образования. Тогда как К.К. Грот и Г.Г. фон Дикгоф основывались на немецкой модели, при этом существенно её переработав и адаптировав к Российским условиям.
Возвращаясь к одной из ключевых задач, которые решала школа, стоит обратить внимание на  Елизавету Александровну Фрезе, которая не только лично посетила различные учреждения для слепых в Дрездене, начиная от детского сада и заканчивая ремесленными училищами, но и сопровождала директора Георгия Ф. Бютнера, при посещении им его бывших воспитанников. Согластно её отчёту членам попичительского совета, она лично убедилась в том, что они живут не только самостоятельно и счастливо, но даже часто служат поддержкой своих семей.
И вот тут особо хочется подчеркнуть вывод, сделанный Е.А. Фрезе: "они живут не только самостоятельно и счастливо, но даже часто служат поддержкой своих семей".
Таким образом, смысл нашей тифлопедагогической работы состоит не только в том, чтобы научить ребёнка читать, писать и считать, но и в том, чтобы получив образование он не стал обузой для своей родительской семьи, для ближайшего окружения и для государства.
И обратите внимание, что эта задача, немного в иной формулировке, была принята также ключевой задачей в создании и развитии Советской специальной школы.
Только в период реформ 90-х годов XX века мы потеряли эту задачу, освободив учащегося от какого-либо труда в школе и возведя на недосигаемую высату положение о запрете использования детского труда.

Елизавета Александровна Фрезе - дочь действительного статского советника, генерала от инфантерии А.А.Фрезе, одна из авторов нового Устава Попечительства. На собственные средства прошла стажировку в Дрезденском институте для слепых.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/tiflolab/lyubimov.su/docs/netcat_template/class/169/RecordTemplateFull.html on line 93