Рецензия на проект национального стандарта Российской Федерации "Тактильные макеты в реабилитационных центрах, учреждениях для слепых, музеях, выставочных залах"

Рецензия

на проект национального стандарта Российской Федерации "Тактильные макеты в реабилитационных центрах, учреждениях для слепых, музеях, выставочных залах" (технические требования), разработанный Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ») совместно с Негосударственным учреждением «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «Реакомп» (НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»).

Рецензируемый проект национального стандарта Российской Федерации "Тактильные макеты в реабилитационных центрах, учреждениях для слепых, музеях, выставочных залах" (технические требования) (далее Стандарт) представляет собой очередную попытку регламентировать изготовление макетов и моделей для слепых людей.

Содержание Стандарта рассчитано на то, что процесс производства макетов и моделей должен отвечать чётким и ясным критериям. В результате чего готовые изделия будут доступны для восприятия слепыми людьми с помощью тактильного осмотра.

Содержание рецензируемого Стандарта не соответствует определению и критериям, применяемым к этому виду нормативного документа В Российской Федерации. Стандартом является нормативный документ, в котором определен основной комплекс правил, норм, требований к стандартизируемому объекту, в котором подразумевается многократное использование этих требований и определяются основные характеристики продукции, правила применения и характеристики производственных процессов. А также дальнейший жизненный цикл продукта.

Продуктом Стандарта, исходя из названия, должен являться макет, описанный в соответствии с требованиями к формату нормативного документа Российской Федерации. Однако, уже в разделе "Введение" продукт и предмет Стандарта представлен рядом не синонимичных понятий "Макеты, модели, реконструкции, новоделы, муляжи...". Далее в разделе "Область применения" предметом Стандарта становится "Макеты и объемные модели для слепых".

В разделе "Используемые термины и понятия" не корректно описаны термины "Макет» и «Модель»:

«3.4 макет: Объёмно-пространственное трехразмерное изображение здания, архитектурного ансамбля, города, ландшафта";

3.5 модель: Изделие, являющееся трехразмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе (по ГОСТ Р 2.002-2019

При этом, сами термины "Макет" и «Модель» имеют несколько иные определения, которые авторами Стандарта были искажены и урезаны.

Термин «макет» происходит от французского «maquette» и обозначает масштабную модель. Таким образом, это разновидность физической модели, которая представлена в натуральную величину либо имеет уменьшенный масштаб и зачастую не располагает функциональными свойствами представляемого объекта. Главной функцией макета является презентация реально существующего, не абстрактного объекта в случаях, когда представление оригинала не является целесообразным в текущих условиях.

Виды макетов:

массогабаритный – копия устройства, соответствующая оригиналу по размеру и весу;

прозрачный – отображает принцип действия прототипа изнутри;

электронный – набор информации об изделии в цифровом виде;

действующий – показывает, как работает прототип.

Таким образом, макет не может быть тактильным, визуальным, звуковым и т.п. Модальность, применительно к макету, может указывать лишь на способ восприятия. Следовательно, если заказчиком ставится задача исполнителю, чтобы создаваемый макет можно было брать в руки или осматривать его тактильно, то исполнитель будет учитывать при изготовлении эту особенность, выбирая соответствующие материалы, определять необходимый масштаб, а также определять степень допустимой адаптации модели относительно оригинала.

Если же мы говорим о модели, то это уже несколько иное. Так термин «модель» происходит от французского слова «modele», а оно, в свою очередь, от латинского «modulus», что означает меру, образец или аналог. Термин "Модель" имеет несколько определений, но в основном – это представление какого-либо реального процесса, устройства либо концепции в подходящей форме.

Рассматривая, например, музеи, мы не можем применять одни и теже требования для создания макета здания или сооружения и создания модели объекта или механизма.

Вышеизложенное подтверждается пунктами стандарта 4.1, 4.2 и 4.3 раздела "Общие понятия":

"4.1 Исходя из практики применения в различных областях макетов и моделей, отличают тактильный макет и тактильную модель от прочих макетов и моделей.

4.2 ТМТ и ТМЛ выделяются из числа макетов и моделей общего назначения целевым предназначением и специальными свойствами.

4.3 Принципиальной разницы и четкой границы между макетами общего назначения и тактильными макетами для слепых нет."

Однако, тезис о выделении термина "тактильной модели" как самостоятельной единицы в рамках общего термина "Модель" не подкреплён ссылками на научные исследования, научные обоснования, а также иные исследования, подтверждающие создание нового вида моделей. Тем более, что пункт 4.2 однозначно указывает, что "тактильная модель", в терминологии авторов Стандарта, отличается от модели лишь целевым предназначением, т.е. той задачей, которую макет/модель решает для человека в той или иной ситуации.

Что касается специальных свойств, обозначенных в томже пункте 4.2, они нигде не описаны, несмотря на то, что рецензируемый Стандарт имеет подзаголовок "Технические требования".

И пункт 4.3 "Принципиальной разницы и четкой границы между макетами общего назначения и тактильными макетами для слепых нет" подводит черту, и показывает искусственность выделения специальных макетов и моделей для слепых с точки зрения технических требований.

Вызывает сомнение ограничение области применения. Макеты и модели могут устанавливаться не только в реабилитационных центрах, специальных учебных заведениях, музейных экспозициях, санаториях для слепых, библиотеках для слепых. Макет и модель могут быть установлены в любом месте, как в зданиях и сооружениях, так и под открытым небом. Если условия позволяют или перед макетом и моделью стоит задача быть доступными для тактильного осмотра, то они будут осмотрены тактильно.

Вызывает сомнение ограничение создания макетов и моделей, предназначенных для тактильного осмотра только слепыми людьми. Изучением тактильного восприятия занимались Лурия А.Р., Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В., Бабаджанова Н.Р. и другие. Отечественной наукой было доказано, что в тактильном восприятии нуждаются не только слепые, но и дети с нарушением эмоционально-волевой сферой, дети, не имеющие нарушений развития и многие другие. Таким образом, применительно к созданию макетов и моделей для учреждений культуры не корректно ограничивать целевую аудиторию только слепыми людьми.

То, что могут получить не только слепые, но и слабовидящие люди, от доступности макетов и моделей к тактильному осмотру, относится не к техническим требованиям, а к педагогическим условиям, особым образовательным потребностям и т.д.

Далее, текст Стандарта содержит формулировки требований к созданию макетов и моделей, которые сформулированы так, что их невозможно измерить, оценить или как-то иначе стандартизировать, т.к. они имеют отношение не к техническим решениям при создании макета или модели, а к индивидуальным психофизическим особенностям и/или характеристикам человека. При этом эти психофизические особенности и/или характеристики человека никак не связаны с наличием или отсутствием зрения.

Вывод

Проект национального стандарта Российской Федерации "Тактильные макеты в реабилитационных центрах, учреждениях для слепых, музеях, выставочных залах" (технические требования), разработанный Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ») совместно с Негосударственным учреждением «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «Реакомп» (НУ ИПРПП ВОС «Реакомп») не является нормативным документом, т.к. не соответствует требованиям предъявляемым к такого рода документам.

Авторы Стандарта не верно трактуют и используют терминологию, а также искусственно ограничивают как область применения макетов и моделей, так и целевую аудиторию, которая также нуждается в макетах и моделях, которые предназначены для тактильного осмотра.

Считаем, что задачи, которые решает создаваемый макет или модель ставятся заказчиком и формулируются в техническом задании. Возможность создания макетов и моделей, предусматривающих тактильный осмотр напрямую зависят от поставленной задачи и выделенного бюджета, что не может быть решено созданием и введением этого или аналогичного Стандарта.

Регулирование доступности экспозиций музеев и иных учреждений Министерства культуры должно регулироваться другими нормативными документами. Доступность макетов и моделей в структурах Всероссийского общества слепых должно регулироваться руководством организаций общества слепых при составлении технического задания на исполнение. Доступность макетов и моделей для образовательных учреждений должно регулироваться нормативными документами Министерства науки и высшего образования, а также Министерством Просвещения.

Считаем, что дальнейшая разработка данного Стандарта не только не целесообразна, но и может привести к нарушению сложившейся практики создания макетов и моделей в Российской Федерации.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/tiflolab/lyubimov.su/docs/netcat_template/class/169/RecordTemplateFull.html on line 93