Организация работы над accessibility в больших компаниях: пример опыта ВТБ

20 июля 2023 г. UsabilityLab провёл вебинар, на котором обсудили опыт организации работы над accessibility в ВТБ.
Во время встречи были затронуты вопросы:
  • организация работы над accessibility в большой компании;
  • процессы, влияющие на качество продукта с учётом работ по accessibility;
  • процессы, влияющие на рост и развитие команд;
  • Цели и задачи бизнеса, решаемые посредством реализации accessibility;

Дмитрий Сатин: Коллеги, добрый день! Мы стартуем. Сегодняшний вебинар посвящен вопросам общедоступности, его инициатором стала Анна Минаева, наш, теперь модно говорить, руководитель практики. С появлением Михаила Глушко в нашем коллективе, теперь мы говорим руководитель практики доступности. Хочется добавить, у Лёши в титуле написано, по моему, не визуальной доступности где-то когда-то видел в подписи у него. Но ты же не только не визуальной доступности, любой доступности. И так, коллеги, наши друзья из ВТБ Алексей Любимов и Ирина Соловьева сегодня с нами. Мы с коллегами уже проводили вебинары и записывали подкасты. Мы были у них в гостях, они были у нас гостях. Теперь мы снова вместе. Поскольку инициатором выступила Аня Минаева, Аня, тебе слово, чем мы сегодня будем заниматься?

Анна Минаева: Да, спасибо. всем добрый вечер! Рада вас приветствовать на нашем вебинаре. Немножко расскажу откуда взялась тема этого вебинара. Вообще, когда мы делаем там те же презентации рейтинга доступности ежегодные, когда слушатели приходят на занятия по доступности в школе USABILITY. Я заметила, ну и вообще, периодически, когда общаюсь с другими коллегами очень часто возникает вопрос: хорошо, вот мы поняли, что нам нужно что-то делать, как-то развивать доступность своей компании. А как это делать? То есть много возникает вопросов о том, как вообще организовать процессы, что вообще делать в команде, как вообще строить, ну вот, исследования, строить разработки какие-то и улучшать собственно доступность внутри продукта в компаниях различного размера. Вот поэтому я хотела как раз провести возможно несколько вебинаров на эту тему, где представители компании, где собственно занимаются вопросами доступности достаточно плотно, рассказали о своем опыте, что они делали, как они это делали, с какими трудностями сталкивались при организации этих процессов. Поэтому сегодня с нами коллеги из ВТБ. Как может быть, если следили за нашими другими вебинарами, что банк ВТБ достаточно сильно продвинулся в нашем рейтинге по доступности: когда несколько лет назад он был в достаточно невысоких позициях, и за последние годы продвинулся очень сильно наверх. Вот как раз коллеги смогут поделиться, как такое произошло, что они делали в рамках настраивания процессов внутри большой компании, очень большая компания. Вот поэтому сейчас передаю слово Алексею и Ирине, чтобы как раз они об этом рассказали. Спасибо.

Дмитрий Сатин: Чтобы твои слова поддержать, это как раз совпало: продвижение ВТБ в наших рейтингах общедоступности совпало с приходом туда Алексея и Ирины, поэтому, мне кажется, что ребята к этому имеют непосредственное отношение. Ну что, у ребят есть презентация.

Алексей Любимов: ...очень важно на кого направлены документы, регулирующие реализацию accessibility. не отдельно на людей лешённых зрения, слуха, а на всех кто нуждается в реализации accessibility.
Разнообразие вариантов, при которых необходима реализация accessibility, у нас довольно таки большое: это нарушение опорно-двигательного аппарата, включая очень много подкатегорий, и нарушение моторики рук, и отсутствие конечностей, и пожилой возраст, и проблемы с чтением, проблемы с письмом, проблемы с памятью. В общем, если взять вообще аудиторию и посмотреть - у кого какие проблемы, возникают у меня возникает вопрос: кого больше тех кто нуждается в доступности и тех самых условно здоровых? Это так в качестве шутки.

Следующий слайд - это собственно говоря, что мы адаптируем.
Адаптируем мы интерфейс, а интерфейс может быть на мобильном телефоне, на других устройствах, если мы берём банковскую сферу, то это могут быть и банкоматы, которые являются устройствами приема платежей - всё что угодно. И тут, с моей точки зрения, мы должны на самом деле говорить не столько о доступности в плане accessibility: вот у нас есть международный стандарт, национальный стандарт, когда мы смотрим, что, да, у нас есть кнопочка обыкновенный button. Он у нас должен быть иметь роль баттона, иметь русский лейбл, есть там картинка или нет картинки, нажиматься с клавиатуры, иметь определенные размеры, чтобы люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, при треморе, допустим, не промахивались и так далее. Но и так далее да мы должны говорить о том, что делая интерфейс, мы на самом деле заходим в область системы человек-машина и нам нужно сделать так чтобы у нас и usability было хорошим и accessibility было хорошим и было хорошим, и когда мы вот это всё начинаем соединять, ну по крайней мере чуть-чуть забегает вперед, скажу, что работать в чистую только ограничиваясь accessibility - у нас не получилось. Мы как раз таки и вышли на тот уровень, когда мы приходим к дизайнерам, мы приходим к редакторам, мы приходим там ещё к другим коллегам, и говорим, что ребята: если вы здесь поправите, здесь учтёте, а вот здесь вот что-то на что-то поменяете, подвините там вправо-влево, вверх-вниз; вы не потеряете бизнес-логику, у вас не упадет KPI, там что-нибудь ещё то у нас в целом интерфейс будет гораздо доступнее. И доступнее на самом деле для всех: и для условно здоровых. И вот, как раз таки, мы сейчас я очень надеюсь ,что всё-таки окончательно будем переходить на работу в режиме эргономики, в таком большом смысле этого слова, когда будет учитываться абсолютно всё и везде по возможности. И теперь, собственно говоря, мы переходим к вопросу: а кто же у нас работает над продуктом в команде?


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/tiflolab/lyubimov.su/docs/netcat_template/class/169/RecordTemplateFull.html on line 93