Экскурсия на ИПТК "Логос" ВОС

Экскурсия на ИПТК "Логос" ВОС
13.03.2009
26 февраля ходил на экскурсию в ИПТК Логос ВОС.
 ИПТК Логос ВОС - Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс Логос Всероссийского общества слепых
Сложно сформулировать то впечатление, которое осталось от увиденного и услышанного, но обо всём попорядку.
Я не хочу ругать и хаять, т.к. на это большого ума не надо, тем более, что, по большому счёту, очень мало в России организаций, которые занимаются изданием книг, пособий и другой литературы рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Вот так вот не выискивая в интернете данные, на память приходят только издательство "Репро" (Москва) и издательство "Чтение" )Санкт-Петербург). Знаю, что небольшие установки для изготовления пособий рельефно-точечным шрифтом Брайля есть в Новосибирской Библиотеке для слепых и слабовидящих, в Нижнем Новгороде и в Тольятти. Скорее всего и в других организациях и городах такие установки имеются, но мне о них не известно.
Так вот, возвращаясь к экскурсии...
Сначала нам рассказали о самом предприятии "Логос", о том, кто на нём работает, и какую продукцию они производят. Мне сложно сказать насколько эта информация для нас была интересна и нужна. Думаю, что вполне можно было приготовить историю предприятия и иную общую информацию в распечатке, которую получил бы каждый пришедший, а основное внимание сосредоточить на самих пособиях.
Мне, например, совершенно неинтересно было слушать рассуждения о том, что сейчас в стране кризис, что все выживают как могут, а бедному предприятию "Логос" во много раз тяжелее, т.к. продукция специфическая, рынок небольшой, материалы дорогие и т.д. и т.п.
Совсем уж неуместным, на мой субъективный взгляд, был отдельный информационный блок, в котором нам поведали, что с появлением "Говорящей книги" и компьютера с программами экранного доступа молодёжь перестала изучать Брайль; что знание шрифта Брайля и умение читать книги, изданные рельефно-точечным шрифтом, это главное и единственное, а новые технологии чуть ли не зло, к которому нельзя допускать слепого человека...
У меня нет желания распространяться здесь и сейчас на эту тему, т.к. речь немного о другом, да и об этом столько раз уже говорено переговорено, что даже скучно становится. Мне просто обидно, что большая часть времени, которое нам было уделено, израсходовали вникуда.
Гораздо интереснее стало тогда, когда от общего и не касающегося нас - тифлопедагогов - речь перешла к практической стороне. Нам показали матрицу, которая используется в создании пособий. Для примера показали матрицу со знаками, которые используются в стирке одежды: знаки градусов, знаки "нельзя гладить", "Машинная стирка", "Ручная стирка" и т.д. Я сфотографировал эти матрицы, и Вы можете увидеть их, посмотрев мой фоторепортаж.
После повествования о тяготах жизни предприятия и рассказа про матрицы, разговор плавно перешёл к планам и перспективам.
Нам рассказали, что назрела необходимость внедрять новые технологии, что эффективность использования пособий возрастает во много раз если оно рельефно-графическое, а не только графическое или только рельефное. Я, честно признаюсь, наивно думал, что, если отечественные тифлопедагоги и тифлопсихологи давно уже говорят о том, что полисенсорное восприятие намного эффективней, нежели моносенсорное, то и профильное предприятие должно перестроить выпуск продукции. Однако, как оказалось, на предприятии назрела необходимость, а Вы, уважаемые педагоги, родители и другие специалисты, делайте что хотите и как хотите - мастерите самостоятельно, покупайте зарубежные методматериалы и т.д.
Затем мысль экскурсовода скакнула на невиданные высоты.  Он сообщил, что рельефно-графическое пособие - это хорошо, но вот ещё бы добавить звук и тогда... Тут, что называется, понеслась... Оказывается, мы-то грешным делом и не догадывались, в мире есть флэшки. Флэшки - это такие маленькие штучки, в которые помещается очень и очень много информации. Неважно, что у меня в этот момент по карманам было распихано несколько флэшек по 16 гб каждая, да и в группе у каждого второго флэшка свыше 8 гб. Просто мы не могли проникнуться до сего момента этой простой и поистине безценной мыслью.
И вот, если взять такую флэшку, да записать на неё аудиоматериал, да ещё приложить к рельефно-графическому пособию... Эх, вот была бы сказка, а не пособие!
Собственно говоря, на этом всё и закончилось. Дальше мы смотрели пособия, которые нам принесли на показать.
Некоторые из них я сфотографировал и они входят в фоторепортаж.
Теперь несколько слов о самих пособиях.
Я не технический специалист по изготовлению рельефно-графических пособий, но с точки зрения тифлопедагога, т.е. человека, который должен работать, используя эти пособия, выскажу некоторые соображения.
Во многих пособиях изображение содержит излишнее количество элементов, что затрудняет осязательное восприятие. Как пример такого изображения можно привести картинку "Змей Горыныч".
Попадались картинки, на которых объект расположен в три четверти. Такое расположение не даёт полного и точного восприятия. Ещё часто встречающийся момент - это скрытие или заслон впереди расположенных частей задние. Например, изображена лошадь. Вид сбоку. Мы можем видеть голову, хвост, туловище, ноги... И вот тут мы видем две ноги: переднюю и заднюю. Мы с Вами хорошо понимаем, что у лошади всё-таки четыре ноги, а не две, а для слепого ребёнка, который лошадь никогда в глаза не видил, это не известно. И получается, что на картинке у лошади две ноги.
Затем нам показали рельефные карты: Европа, звёздное небо и т.д. Мне было интересно посмотреть как выглядит звёздное небо в рельефном исполнении. Открыл я карту, которая состоит из двух половинок, скреплённых двумя пружинками. Да, звёзды, созвездия и сегменты исполнены разными рельефными метками, но вот прочитать карту визуально, если незнаком со звёздным небом, невозможно. Дело в том, что легенда карты тоже рельефная, и все обозначения расшифрованы только по-брайлю. Я попросил показать руководство-сопровождение, надеясь там увидеть описание карты, написанное плоскопечатным шрифтом. Но я жестоко ошибался. Руководство-сопровождение полностью выполнено рельефно-точечным шрифтом брайля. Получается, что эту карту может читать только человек, владеющий брайлем. А как быть, если с картой работают зрячий и слепой вместе, при этом слепой не владеет брайлем?
Аналогичная ситуация оказалась и с книгой по нотной грамоте. По ней невозможно совместно заниматься зрячему и слепому. Если учитель музыки не знает брайля, то он уже никак не может проконтролировать своего ученика, подсказать ему что-то, проследить партитуру и т.д.
Вобщем, покидая ИПТК "Логос", мне стало очень и очень грустно. Казалось бы, предприятие, которое должно обеспечивать образовательные учреждения рельефно-графическими пособиями, учебниками и другой литературой просто не в состоянии этого сделать. Причём не в состоянии это сделать не потому, что не хватает специалистов, производственных мощностей и т.д., а потому, что никому ничего не нужно. Предприятие работает по старой советской плановой системе, когда никого не волнует качество продукции, т.к. всё равно купят, всё равно на рынке никого больше нет и деваться некуда.
Я понимаю, что следующая мысль не блещет оригинальностью и далеко уже несвежа, но тем не менее. Если бы в ИПТК Логос сменить руководство, поставить на ключевые посты молодых, грамотных управленцев, переоснастить производство, то эффективность и КПД предприятия возрастёт в разы.
Я думаю, что многие, в том числе и я, вместо того, чтобы в свободное от работы время ломать голову и придумывать, создавая на коленке, в единственном экземпляре, пособия для работы со слепыми и слабовидящими, с большим удовольствием пошли бы и купили готовое, удобное и многофункциональное пособие. Естественно при условии, что оно стоит разумные деньги.
Я считаю, что сейчас как никогда необходимо внедрять те разработки, тот опыт, который накоплен нашими тифлопедагогами и тифлопсихологами за все эти годы, а не продолжать красиво говорить о пользе рельефно-графических пособий в частности и тем не менее продолжать выпуск морально устаревшего продукта.