Белая трость в помощь... или конъюнктурное графоманство?

Комментарий к материалу «Белая трость в помощь незрячему ребенку», опубликованному 12.02.2021 на портале «Растим детей» заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Мещеряковой А.В.

Научно-популярный материал, адресованный родителям детей с нарушением зрения начинается с того, что автор, фактически, констатирует абсурдность того, что слепой человек может быть самостоятельным. Мысль о самостоятельном ориентировании и передвижении ребёнка с нарушением зрения не может быть абсурдной, т.к. слепой или слабовидящий ребёнок, даже если с ним не заниматься, так или иначе передвигается в пространстве. Такой ребёнок ориентируется и передвигается самостоятельно, как минимум, по квартире. Передвижение вне квартиры осуществляется в сопровождении взрослого. Таким образом, мысль о самостоятельном передвижении слепого или слабовидящего ребёнка в пространстве может вызывать только один вопрос: "Как?".

Далее, если мы посмотрим имеющиеся классификации лиц с нарушением зрения, то ни в МКБ 10 (медицинская классификация), ни в предложенной педагогической классификации В.З. Денискиной, которая на текущий момент является последней отечественной попыткой описать лиц с нарушением зрения с коррекционно-педагогической точки зрения, то нигде нет понятия "незрячий". Есть совершенно конкретная категория - слепые, с остротой зрения от 0% до 0,04% и слабовидящие, с остротой зрения от 0,05% до 0,4%. Таким образом, описанная в материале категория лиц "незрячие" не раскрывает в полной мере целевую группу лиц, а также вводит в заблуждение читателя, т.к. под эту категорию попадают и слепые, и слабовидящие люди, в зависимости от контекста использования понятия "Незрячий" в разговорной речи.

А.В. Мещерякова пишет: "В первую очередь необходимо минимизировать риск столкновения слепого ребенка с различными предметами, которые его окружают.".
Если мы говорим об обучении пространственной ориентировке и мобильности слепых детей, и обучению самостоятельному передвижению с использованием белой трости, то мы должны опираться на триаду - безопасность, эстетичность и эффективность. Говоря о безопасности, мы должны научить ребёнка не только определять объекты окружающей среды, располагающиеся на пути следования, но и определять изменение уровня (ступени, ямы и т.д.).

Далее автор делает вывод: "Это необходимо для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности и не испытывал страха перед окружающим пространством.".
Слепой ребёнок будет чувствовать себя в безопасности только тогда, когда у ребёнка появится понимание пространства, в котором он находится. Понимание пространства возникает не от использования белой трости, а через формирование пространственных представлений.

Продолжая, считаю важным остановиться на следующей цитате: «На сегодняшний день лучшим инструментом такого рода является тактильная ориентационная трость, или, как ее традиционно называют, белая трость.».
Если мы откроем нормативно-правовые документы, описывающие перечень технических средств реабилитации, а также условия их выдачи и использования, то мы увидим совершенно конкретные наименования того инструмента, который автор, совершенно неграмотно, именует как "тактильная ориентационная трость". Так, например, в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 N 215н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами
и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" (с изменениями и дополнениями), белая трость для слепых описана в пунктах с 6-25 Трость белая тактильная цельная до 6-30 Трость белая опорная регулируемая по высоте без устройства противоскольжения. В национальном стандарте ГОСТ Р 58281-2018 имеется название "белая опорная трость" (пункт 3.10). Таким образом, отечественное законодательство именует техническое средство реабилитации для лиц с нарушением зрения как белая трость , с уточнением: тактильная или опорная.

А.В. Мещерякова пишет: "Для того чтобы пользование белой тростью приносило должный эффект, была разработана целая система техник и приемов, которые подбираются в зависимости от конкретной ситуации."
Здесь необходимо остановиться на двух моментах. Первый - это терминологическая тавтология: "Техники" и "Приёмы" являются синонимами. Использование термина "Техника" в обучении пространственной ориентировке и мобильности лиц с нарушением зрения пришло в отечественную литературу из-за особенностей перевода. По сути и содержанию техника и приём тождественны. Второй - это ссылки на методику. Если автор говорит, что разработана методика, то следует указать авторство методики, о которой идёт речь. И здесь тоже имеются вопросы. А о какой методике говорит заведующий лабораторией "ИКП РАО"?  На сегодняшний день имеется несколько методик обучения пространственной ориентировке и мобильности лиц с нарушением зрения.

Автор статьи пишет: "Обучение передвижению с тростью начинается в младшей школе, однако первые упражнения можно применять уже в старшем дошкольном возрасте.".
Здесь важно отметить, что в дошкольных примерных программах отсутствует требование к обучению слепых дошкольников владению белой тростью. Мы не будем сейчас обсуждать правильно ли это или нет. Здесь важно другое – обучение владению белой тростью, не смотря на то, что в программе детского сада оно отсутствует, можно начинать в дошкольном возрасте и при условии, что ребёнок уже готов перейти к такого рода занятиям. Подчёркиваю, что «можно», а не «должно». Не следует вводить в заблуждение широкую общественность и добавлять те темы, которые не предусмотрены дошкольной программой.

А.В. Мещерякова ответственно сообщает: "Непосредственное обучение техникам и приемам передвижения с тростью проводит специально подготовленный учитель или инструктор.".
Здесь следует засомневаться в компетентности автора, т.к. коррекционно-развивающая область в условиях дошкольного учреждения или в образовательной организации, согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ коррекционно-развивающая область и пространственная ориентировка в частности находится в  компетенции тифлопедагога или учителя-дефектолога. Отечественное законодательство в сфере образования нигде не регламентирует специальное обучение или должность инструктора. Поэтому, как минимум, в школе занятия по пространственной ориентировке могут проводить учителя-дефектологи или учителя-предметники, прошедшие переподготовку по специальности «Тифлопедагогика и тифлопсихология».

Завершая комментарий, необходимо отметить отсутствие у автора понимания используемых в обучении пространственной ориентировке и мобильности терминов. Так в высказывании "Ориентирами в этом случае могут послужить бордюры, ограждения, зеленые насаждения, шум машин и звуки шагов прохожих.".
Ориентиром в пространственной ориентировке и мобильности называется объект, позволяющий человеку определить своё местоположение, т.е. сориентироваться на местности. Если автор способен по наличию бордюра определить своё местоположение, включая город и улицу, на которой находится, то я готов принести свои извинения и отозвать все комментарии. Всё, что А.В. Мещерякова привела в пример используемых ориентиров, на самом деле, таковыми не являются.

В заключении хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, материалы, выходящие из-под пера научных сотрудников уважаемого мною Института коррекционной педагогики, должны быть научными или научно-популярными, а не статьи на тему, которая относится к обучающимся с ОВЗ и, в которой автор ничего не понимает.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/tiflolab/lyubimov.su/docs/netcat_template/class/169/RecordTemplateFull.html on line 93