С чего начинается доступность (accessibility)?

Когда мы начинаем говорить о доступности интернет-ресурса для пользователей с ограниченными возможностями здоровья, то сталкиваемся с рядом вопросов, требующих уточнений и разъяснений. Без этого, а главное, выработке общей, принимаемой всеми, концепции, трудно, если не сказать невозможно, приступить к созданию продукта, который бы можно было бы с полной уверенностью назвать доступным.

Как в любом деле, необходимо для начала договориться между собой о терминах и понятиях. Первые два вопроса, которые вызывают разночтения и дискуссии можно сформулировать следующим образом:

  • что такое доступность?
  • кому нужна доступность?

Понятие доступность" в отечественной IT-отрасли включает в себя два англоязычных термина:

  • accessibility;
  • availability.

Оба термина определяют доступность, но не являются тождественными. Поэтому, необходимо чётко понимать между ними разницу и не смешивать эти два понятия.

accessibility - свойство продукта, определяющее возможность его использования максимально широким количеством пользователей, вне зависимости от состояния их здоровья и иных индивидуальных особенностей.

availability - свойство систем, определяющее их способность к защите от угроз и сбоев, а также возможность восстановления автоматизированными средствами, с целью выполнения обслуживания.

В качестве примера, регламентирующего доступность, можно привести следующие документы:

  • accessibility - Национальный стандарт ГОСТ Р 52872;
  • availability - Приказ Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 (ред. от 29.11.2016) "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти".

Таким образом, мы под доступностью веб-страницы и/или Интернет-ресурса понимаем тот конечный продукт, который описывается как accessibility.

Однако, тенденция IT-отрасли такова, что мобильный пользовательский трафик составляет более 50%, а точкой входа в Интернет для получения нужной информации, совершения того или иного действия и т.д. всё чаще становится мобильное приложение.

Из всего вышеизложенного, на мой взгляд, следует, что, мы должны говорить не столько о доступности (accessibility) веб-страницы или Интернет-ресурса, сколько о доступности (accessibility) контента в электронно-цифровой форме.

При этом функциональная доступность страницы, сайта, мобильного приложения и т.д. автоматически становится обязательной, т.к. без неё невозможно обеспечить равный и беспрепятственный доступ к контенту для подавляющего числа пользователей.