Модель эффективного взаимодействия государственных структур, НКО и общественности в создании доступной среды для инвалидов по зрению

06.02.2015
Алексей
Тезисы выступления на круглом столе «Взаимодействие государственных структур, НКО и общественности в создании доступной среды для людей с инвалидностью» в «Самбо-70» 5 февраля 2015 г.
При обеспечении архитектурной доступности окружающей среды для инвалидов и маломобильных групп населения государственные структуры на различных этапах реализации проектов привлекают представителей НКО и общественности.
Государство, в лице различных государственных структур является заказчиком реализации архитектурной доступности зданий, сооружений и иных объектов окружающей среды. Согласно Российскому законодательству, при реализации подобных проектов, необходимо привлекать к работе и на этапе сдачи объекта общественные организации, т.е. НКО. Если при этом в процессе принимает участие общественность в виде обсуждений, консультаций и т.п. с народонаселением или отдельно взятыми экспертами, то, с формальной точки зрения, процессуальная часть реализации архитектурной доступности выглядит безупречно. Государство обеспечивает доступность, государственная структура реализует, а НКО и общественность, если таковая имеется, принимает активное участие в консультациях и сдачи/приёме объекта.
Казалось бы, что схема выстраивается самым демократичным образом: захотели сделать лучше, начали реализацию, со всеми проконсультировались, всё учли и на конечном этапе получили подтверждение, что объект сдан и всем удобно и хорошо.
Данная модель также полностью соответствует дивизу инвалидов и общественных организаций инвалидов: Ничего для нас – без нашего участия».
Однако в данной модели взаимодействия государства, НКО и общества существует одна логическая ошибка и одно упущение. Невозможность или нежелание их учитывать или что-то изменить в сложившейся модели приводит к тому, что зачастую результаты деятельности государства по улучшению жизни инвалидов и маломобильных групп населения не приводят к реальному улучшению жизни данных групп граждан.
Логическая ошибка кроется в дивизе Ничего для нас – без нашего участия». Ошибочность данного девиза в правоприменительной практике можно наглядно продемонстрировать на следующих примерах.
Нам нужно, чтобы на тротуарах появилась наземные тактильные указатели. Для того, чтобы правильно реализовать данный проект мы обращаемся к тем, для кого эти тактильные указатели требуются. Целевой группой являются инвалиды по зрению. Однако, в нашей стране модно быть толлерантными. И в связи с этим мы не называем данную группу инвалидами по зрению, а также не называем их слепыми. Мы начинаем использовать понятия «слабовидящий» и/или «незрячий». В итоге мы обращаемся в общественные организации, которые, согласно уставу, занимаются защитой прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также находим незрячих и/слабовидящих, которые могут нам сказать что-нибудь на тему наземных тактильных указателей.
В этом не было бы ничего страшного, если бы привлечённые НКО или эксперты из целевой группы руководствовались какими-нибудь объективными критериями, а не рассуждали бы на тему исходя из своего личного опыта и личных потребностей. Субъективизм и дилетантизм в экспертизе одно из самых страшных допущений в реализации проекта.
Инвалид не может быть экспертом только потому, что он инвалид. Если рассуждать в данной логике, то тогда психические заполевания должны лечить не врачи-психиаторы, а люди с психическими заболеваниями, т.к. они лучше понимают что происходит в них самих, нежели какие-то доктора.
Согласимся с тем, что человек с инвалидностью может высказать свои пожелания относительно тех или иных нововведений или приёмов адаптации окружающей среды. Однако, эффективность, грамотность и компетентность участия привлечённых НКО или инвалидов была бы гораздо выше, если бы привлекались профессионалы с инвалидностью, а не просто инвалиды той или иной категории.
И тут мы подходим к тому упущению в сложившейся модели, которая не позволяет эффективно использовать внедрённые элементы доступной окружающей среды. Таким упущением является образовательная составляющая процесса реализации создания доступной, безбарьерной окружающей среды.
Вернёмся к той же наземной тактильной плитке для слепых и слабовидящих. Как среднестатистический слепой пешеход должен научиться использовать наземный тактильный указатель? Кто научит этого пешехода правильно интерпретировать наличие указателя, особенность покрытия, направление рифов и т.п.
Стремление государства создать доступную архитектурную окружающую среду для инвалидов и маломобильных групп населения должно подразумевать не только имеющуюся на сегодня часть, которая включает в себя создание проекта, его реализацию и сдачу в эксплуатацию, но и отсутствующую часть, включающую в себя разработку различных методических пособий, призванных обучить подрядчиков правильно укладывать тактильную плитку, педагогов, реабилитологов, соцработников и других специалистов обучать инвалидов использовать тактильную плитку, инвалидов и их ближайшее окружение правильно использовать тактильную плитку на улицах города.
При этом, в целях достижения максимального эффекта от реализации доступной окружающей среды, нужно анализировать и внедрять не только зарубежный опыт, но и практику коррекционно-педагогической и реабилитационной помощи, оказываемой инвалидам различных категорий.
Например, если в тифлопедагогике (науке о слепых) разработана и успешно применяется практика обучения инвалидов по зрению самостоятельному передвижению с белой тростью, с собакой-провадником и т.п., то может быть не стоит выкладывать различные рельефно-графические узоры на крошечных тротуарах, стремясь направить слепого пешехода куда-нибудь, просто обозначить зону пешеходного перехода и предоставить возможность самим выбрать направление движения? При таком подходе появляется множество вариантов реализации безбарьерной среды, которая облегчит слепому передвижение в зоне пешеходного перехода, избавит инвалидов на креслах-колясках, мам с детскими колясками буксовать на холмах наземных тактильных указателей и снимет головную боль с департаментов, отвечающих за целостность и удобство пешеходных тротуаров.
Резюмируя вышеизложенное предлагаем изменить схему взаимодействия государственных структур, НКО и общественности заменив абстрактные НКО и не менее обстрактную общественность на профессиональных экспертов, знающих не только потребности той или иной группы инвалидов, нормативы и стандарты, но и имеющие представление о процессах обучения и реабилитации инвалидов.
Включение в имеющуюся схему взаимодействия педагогов, позволит разработать и доработать имеющиеся пособия по самостоятельному передвижению инвалидов в условиях города и на транспорте. Внести изменения в существующие программы коррекционной и реабилитационной помощи инвалидам различных категорий и начать обучение использованию элементами доступной окружающей среды в школе, реабилитационном центре и т.д.
Грамотно выстроенная образовательная модель позволит ускорить и распространить практику доступности среди инвалидов, научит их пользоваться ею и снимит множество протеворечий, имеющихся на сегодняшний день.
Институт коррекционной педагогике уже на протяжении нескольких лет осуществляет обучение педагогов, которые занимаются обучением слепых и слабовидящих самостоятельному и безопасному передвижению. Сотрудниками лаборатории создана и находится в процессе эксперементального внедрения школьная программа по пространственной ориентировке и мобильности, в которой учтены достижения и ошибки организации архитектурной доступности окружающей среды для инвалидов по зрению.

Другие события

Круглый стол «Единое образовательное пространство для детей с нарушением зрения. Образовательный холдинг как инновационная система непрерывного образования»

Новость

Курсы повышения квалификации в ОКОУ "Центр Ступени"

Новость