Алексей и Марта Любимовы
Персональный сайт тифлопедагогов, специалистов по ориентированию и мобильности

К вопросу о создании унифицированной индивидуальной карты по ориентированию и мобильности как вариативного, личностно ориентированного подхода в реабилитации лиц с нарушением зрения

10.11.2009

Сегодня, в образовании детей с проблемами в развитии реализуется личностно-ориентированный подход, осуществляемый посредством вариативности, разнотемповости и разноуровневости образования.

Как известно, одной из важнейших функций коррекционного образовательного учреждения является коррекция вторичных отклонений в развитии, вызванных нарушением зрения.

Личностно-ориентированный подход необходимо внедрить не только в общеобразовательный, но и в реабилитационный процесс. Для реализации данного подхода, требуется провести диагностическую работу, которая имеет своей целью не только необходимость определить реальный уровень знаний, умений и навыков каждого воспитанника, но также определение путей, объёма и способов коррекционно-развивающей работы.

Для реализации личностно-ориентированного подхода в реабилитации, мы предлагаем создание и внедрение унифицированной индивидуальной карты по ориентированию и мобильности.

Унифицированная индивидуальная карта по ориентированию и мобильности представляет собой пакет документов, в котором фиксируются динамика и достижения инвалида по зрению по рассматриваемому направлению коррекционно-реабилитационной работы.

К необходимости создания унифицированной индивидуальной карты по ориентированию и мобильности мы пришли, изучая опыт работы, программно-методические материалы, личный опыт обучения ориентированию и мобильности и анализируя качество ориентирования и мобильности выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III-IV видов.

Рассматривая весь путь воспитания и обучения ребёнка в ДОУ компенсирующего вида и в С(К)ОУ, мы увидели, что в силу различных обстоятельств, воспитанник может несколько раз сменить образовательное учреждение. Также, обучаясь в С(К)ОУ, воспитанник может быть направлен в реабилитационный центр для прохождения курса элементарной реабилитации.

Рассматривая программы ДОУ, С(К)ОУ и РЦ по курсам «Ориентирование и мобильность», «Социально-бытовое ориентирование» (Наумов Н.М. 1982, Петров Ю.И. 1988, Феоктистова В.А. 1989, Денискина В.З. 1996, Дружинина Л.А. 2008 и др.), мы увидели, что перед тем как приступить к коррекционно-реабилитационной работе, проводится беседа, анкетирование, тестирование на предмет определения наличия и сформированности умений и навыков у воспитанника. Затем, исходя из полученных данных, выстраивается индивидуальная работа согласно программе или плану занятий.

Отсутствие единой унифицированной индивидуальной карты по ориентированию и мобильности приводит к тому, что смена образовательного учреждения, смена тифлопедагога, смена программы коррекционно-воспитательной работы и т.д. необходимо вновь, раз за разом проводить полностью диагностику, определяя знания, умения и навыки воспитанника, либо, изучать программу не взирая на то, что часть материала было уже изучено ранее.

Такой порядок вещей приводит к тому, что время, отведённое на коррекционно-воспитательную работу используется очень не рационально.

Введение единой унифицированной индивидуальной карты по ориентированию и мобильности позволит с большей эффективностью использовать отведённое учебным планом время на коррекционно-воспитательную работу.

Единая унифицированная карта по ориентированию и мобильности – это пакет документов, который содержит в себе максимум информации о знаниях, умениях и навыках воспитанника полученных им по курсу «Ориентирование и мобильность».

В единую унифицированную индивидуальную карту по ориентированию и мобильности входят следующие бланки:

 

 Форма общей информации о воспитаннике

В эту форму входит общая информация о воспитаннике: Ф.И.О., возраст, наличие инвалидности и т.д. Общая офтальмологическая, медицинская и тифлопедагогическая информация: острота зрения (с коррекцией и без), поле зрения, цвето и свето чувствительность, перечень диагнозов, включая и те, которые не относятся к зрению, перечень принимаемых лекарств и, если необходимо, время и дозировка приёма.

В форму заносится информация о родителях или лицах их заменяющих: Ф.И.О., адрес и телефоны.

 

Форма первичного отчёта о знаниях, умениях, навыках воспитанника

Эта форма заполняется тифлопедагогом при первом знакомстве с воспитанником или в начале каждого учебного периода. В ней отражается уровень сформированности умений и навыков, а также объём знаний. В случае вторичного или последующих заполнений данной формы, тифлопедагог сверяет данные из формы итогового отчёта о знаниях, умениях, навыках воспитанника с текущим уровнем знаний, умений, навыков. При этом сразу становится видно, какие знания, умения, навыки сохранились, а какие были потеряны за время прошедшее с последнего цикла занятий. На основании разницы показателей двух форм разрабатывается план работы на новый учебный период.

 

Форма промежуточного отчёта о знаниях, умениях, навыках воспитанника

Эта форма заполняется тифлопедагогом в конце прохождения темы или в моменты, которые считаются ключевыми в период обучения. Данная форма может быть заполнена несколько раз в течение изучения определенной темы или вовсе не заполняться. Это зависит от структуры проведения занятий или времени проведения всех занятий с воспитанником.

 

Форма итогового отчёта о знаниях, умениях, навыках воспитанника

Эта форма заполняется тифлопедагогом в конце занятий. В ней тифлопедагог фиксирует достижения, особенности, характер, а также уровень сформированности полученных знаний, умений и навыков в ходе всего периода работы.

В этой форме отражена информация не только о том, что воспитанник знает и какие у него сформировались навыки, но и как они применяются на практике, какие имеются типичные ошибки. В конце формы составляется рекомендация и примерный план на следующий период занятий.

 

Форма проведения индивидуальных занятий по ОиМ на улицах и перекрёстках

Эта форма заполняется тифлопедагогом на каждое занятие по ориентированию и мобильности. В форме отражается информация о пространстве, в котором проводится занятие, о целях и задачах поставленных на данном занятии, о выполнении воспитанником поставленных целей и задач. Отдельно отмечается безопасность на маршруте, эффективность прохождения маршрута, типичные ошибки, оригинальные и самостоятельные решения и т.д.

При занятиях на перекрёстке в форму вносится подробная информация об изучаемом перекрёстке: тип перекрёстка, наличие или отсутствие светофора, количество полос движения транспорта, интенсивность движения и т.д. По каждому из пунктов правил пересечения перекрёстка слепым или слабовидящим пешеходом ставится "+" или "-" в зависимости от выполнения или не выполнения правил и соблюдения безопасности.

По этим формам можно объективно судить о готовности воспитанника к самостоятельным выходам в город. Из данных по этим формам видно, склонен ли воспитанник нарушать правила дорожного движения, соблюдает ли он безопасность на дороге и т.д. В случаях дорожно-транспортных происшествий с участием воспитанника всегда можно определить причину сложившейся ситуации, т.е. ученик сознательно нарушил правила дорожного движения; ученика не научили правильно пересекать перекрёсток или проезжую часть или это целиком и полностью вина водителя.

 

Форма проведения индивидуальных занятий по ОиМ на общественном транспорте

Эта форма заполняется тифлопедагогом на каждое занятие по ориентированию и мобильности. В форме отражается информация о пространстве, в котором проводится занятие, о целях и задачах поставленных на данном занятии, о выполнении воспитанником поставленных целей и задач. Отдельно отмечается безопасность при пользовании общественным городским транспортом, умение найти остановку, умение правильно совершить посадку/высадку, умение оплатить проезд, воспользоваться помощью окружающих и т.д.

 

Форма проведения индивидуальных занятий по ОиМ (магазин, почта, административные здания)

Эта форма заполняется тифлопедагогом на каждое занятие по ориентированию и мобильности. В форме отражается информация о пространстве, в котором проводится занятие, о целях и задачах поставленных на данном занятии, о выполнении воспитанником поставленных целей и задач.

Отдельно отмечается безопасность и эффективность выполнения поставленных целей и задач: умение сориентироваться в здании, умение воспользоваться помощью окружающих, знание о процедурах, правилах заполнения бланков и т.д.

 

Наш опыт работы с использованием унифицированной индивидуальной карты показал, что время определения педагогом уровня знаний и умений ученика по ориентированию и мобильности сокращается в несколько раз. Разработка программы с учётом сильных и слабых сторон воспитанника становится эффективней за счёт продвижения вперёд, т.е. самому ученику интересно заниматься, т.к. он начинает применять полученные ранее знания, умения и навыки и на их основании получает новые.

Для тифлопедагога унифицированная индивидуальная карта даёт полную и максимально объективную информацию об уровне знаний умений и навыков воспитанника. Даже если с воспитанником занимался другой тифлопедагог, в унифицированной индивидуальной карте отражена вся необходимая для продолжения работы информация.

Комментарии:
Вернуться назад

Поиск по сайту

Облако тегов

Accessibility WCAG Архитектурная доступность Библиотека Встречи ГОСТ Доклад Доступность ИКП ИКП РАО Информационная доступность Круглый стол Курсы Образование Опрос Ориентирование и мобильность Педагогам Повышение квалификации Позитивный контент Пресс-релиз Пространственная ориентировка Путешествие РИФ+КИБ Реабилитация Ретинопатия недоношенных Родителям СМИ СФГОС Семинар Слабовидящие Слепые Спутниковая навигация ТСР Тифлокомментарий Тифлотехника Фильм Фоторепортаж Школа

© 2007—2017, Алексей и Марта Любимовы
Контакты

Яндекс.Метрика