Алексей и Марта Любимовы
Персональный сайт тифлопедагогов, специалистов по ориентированию и мобильности

Любимов А.А. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка»

01.04.2013

Любимов, А.А. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка» [Текст] / А.А. Любимов, В.З. Денискина // Дефектология. – 2013. – № 2. – С. 16-22.

Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы и виды пространства для коррекционного курса «Пространственная ориентировка»

А.А. Любимов, В.З. Денискина
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

В статье представлены этапы обучения пространственной ориентировке слепых и слабовидящих; проанализированы термины, используемые в обучении пространственной ориентировке слепых. Предложена единая терминология описывающая типы и виды пространств для коррекционного курса «Пространственная ориентировка».

Предлагаемый материал является логическим продолжением статьи, опубликованной в «Дефектологии» в 2012 г.[3]. Проанализировав содержание обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению и показав, что сегодня пространственная ориентировка является сложной двусоставной системой обучения слепых и слабовидящих (из числа инвалидов по зрению) самостоятельному передвижению в пространстве, необходимо перейти к анализу терминов и понятий, применяющихся в обучении по коррекционному курсу «Пространственная ориентировка».

Для решения поставленной задачи необходимо определить этапы обучения.

В обучении пространственной ориентировке и мобильности, вне зависимости от возраста обучаемого и условий, в которых происходит обучение, должны быть реализованы следующие этапы:

обучение навыкам ориентировки на собственном теле;

  1. обучение навыкам ориентировки на плоскости: листе бумаги, в тетради, в учебнике, на парте;
  2. обучение навыкам ориентировке в малом пространстве: квартира, класс, школа;
  3. обучение навыкам ориентирования в большом пространстве: улица, микрорайон, город;
  4. обучение навыкам ориентировки на транспорте.

При обучении слепых и слабовидящих на всех этапах курса «Пространственная ориентировка» необходимым является усвоение ряда умений и навыков. Посредством их усвоения становится возможным овладение специальными приёмами, что, в свою очередь, позволяет инвалиду по зрению свободно и осознанно выбирать способы самостоятельного и независимого передвижения в пространстве. К таким умениям и навыкам относятся:

  1. словесное обозначение пространственных направлений;
  2. расположение предметов на плоскости в заданном положении и относительно друг друга;
  3. свободное ориентирование в малом и большом, а также закрытом и открытом пространствах;
  4. словесное описание маршрута из точки «А» в точку «Б»;
  5. соблюдение правил поведения на улице;
  6. соблюдение правил дорожного движения;
  7. чтение схем маршрутов, составление схем маршрутов и различных местностей, ориентирование по схемам и т.д.;
  8. моделирование малого и большого пространств по словесному описанию;
  9. выделение и объединение пространственных признаков;
  10. получение и анализ информации о малом, большом, закрытом и открытом пространстве с помощью сохранных анализаторов.

Рассмотрим терминологию, используемую на каждом этапе.

При обучении слепых и слабовидящих ориентировке на собственном теле используется не специфичная терминология. Особенностью данного вида ориентировки является использование методик обучения детей с глубоким нарушением зрения (слепых и слабовидящих, являющихся инвалидами по зрению). В остальном, обучение ориентировке на собственном теле нормально развивающегося ребёнка и ребенка с нарушением зрения одинаковы. Это обусловлено тем, что терминология, используемая при описании тела человека (рука, нога, голова и т.д.) в равной степени используются как при воспитании нормально развивающегося ребёнка, так и при воспитании инвалида по зрению. Разница в обучении ориентировке на собственном теле заключается лишь в специфике используемых словесного и  наглядно-образного методов с преобладанием приема сопряжённых (совместных) действий [1, с. 24]. В остальном все понятия о теле человека и его анатомических особенностях остаются неизменными.

Последующие этапы обучения инвалидов по зрению ориентировке происходят в следующих видах  пространства: на листе бумаги, в комнате, на улице и т.д. Здесь уже пространство определяет приёмы и способы ориентирования и мобильности, а также выбор тех или иных терминов и понятий.

Вторым этапом обучения является ориентировка на плоскости: листе бумаги, в тетради, в учебнике, на парте. Однако, на этом этапе ориентировка может осуществляться и на более мелких объектах таких как игла, цветок, наручные часы и т.д. Такую ориентировка называется ориентировкой в микропространстве.

Не давая определение микропространству, М.И. Земцова так описывает «приёмы микроориентировки: кончик языка, кончики пальцев и т.п.» [4, с.55]. Исходя из того, что микроориентировка возможна лишь в микропространстве, можно сказать, что М.И. Земцова подразумевает под микропространством такое пространство, в котором необходимо ориентироваться с использованием мелкой моторики рук, пальцев, языка.

Е.Н. Подколзина характеризует микропространство через следующие объекты: тетрадный, альбомный и книжный листы; фанелеграф, парта, стол, доска [9, с. 43].

А.М. Жихаревым микропространство определяется как «…часть пространства, изучение которого доступно слепому посредством конкретных ощущений, в частности осязания  с помощью рук». К микропространству он относит: классную комнату, спальню, квартиру и предметы её наполняющие [3, с. 27].

Таким образом, под термином «микропространство» разными авторами понимаются различные пространства, начиная с иголки, листа тетради или книги и заканчивая классной комнатой или квартирой [2, 4, 7, 9 и др.]. Но, несмотря на различные пространства, к которым авторы применяют термин «микропространство», их объединяет то, что ориентировка в этих типах пространств осуществляется посредством осязания различными частями тела ориентирующегося.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, ориентировка посредством осязания различными частями тела ориентирующегося может производится в двух случаях:

  1. ориентировка происходит на очень маленьком объекте;
  2. ориентировка происходит без передвижения человека в пространстве.

Однако, выдающийся реабилитолог М.Н. Наумов микроориентировкой называет ориентировку, при которой происходит восприятие и оценка окружающих объектов, с которыми человек непосредственно взаимодействует в процессе какой-либо деятельности [8, с.5]. Это же понятие Ю.И. Петровым и Е.Н. Руцкой используется применительно к обучению слепых тифлорисованию и тифлографике. К одним из основных элементов тифлографического изображения названные авторы относят рельефную точку. «Она определяет конкретное место, имеет важное значение для микроориентации как исходная точка касания или точка пересечения линий, направлений и углов» [9, с. 30].

При обучении ориентировке в микропространстве, т.е. на листе бумаги (в тетради, в учебнике, на парте и т.д.) многие педагоги-практики используют такой термин как «малое пространство». Основными задачами этого этапа является определение границ: определение верха, низа, правой и левой сторон рабочего пространства, а также ориентировка в самом поле рабочего пространства.

Дополняя перечисленный выше ряд объектов и плоскостей, на которых слепой или слабовидящий должен уметь ориентироваться при работе, мы можем расширить список, включив в него парту, обеденный стол, верстак и многое другое. Иными словами, ориентировка на рабочем месте может включать в себя все объекты и плоскости, на которых инвалид по зрению должен уметь ориентироваться без передвижения.

В связи с включением в понятие «микропространство» такого многообразия объектов, необходимо развести понятия «микропространство» и «рабочее пространство».

На наш взгляд, под микропространством, в курсе «Обучение пространственной ориентировке лиц с нарушением зрения», следует понимать пространство, размеры которого не превышают плоскости или объекта объёмом в несколько ладоней. В этом случае лист для рисования, разворот тетради или учебника, скульптурные или иные поделки, создаваемые на занятиях и уроках, будут являться микропространством. Пространство, в котором происходит та или иная деятельность человека без передвижения в пространстве будет являться рабочим пространством. Пространство, ориентировка в котором осуществляется с передвижением (комната, спальня, квартира и т.д.), логично называть малым или закрытым пространством.

Специалисты Бийского Центра реабилитации слепых им. М.Н. Наумова (ЦРС им М.Н. Наумова) опытным путем пришли к выводу, что комфортный размер рабочего места, т.е. рабочего пространства,  не должен превышать 60х120 см.

Эти размеры соответствуют рабочему пространству в случае, если инвалид по зрению сидит за столом. Он может читать, писать, заниматься конструированием, рисованием и т.д. Однако, кроме рабочего пространства для выполнения тех или иных видов деятельности у слепого и слабовидящего, впрочем, как и у любого другого человека без зрительного дефекта, есть множество мест, где ориентировка осуществляется без передвижения. К таким местам можно отнести книжный шкаф, бельевой шкаф, стойку с бытовой техникой и т.д. В этих и многих других случаях инвалиду по зрению необходимо, не перемещаясь в пространстве, сориентироваться и выполнить некоторые действия. Например, найти нужную книгу, достать или убрать бельё, включить телевизор, магнитофон и т.д. В этих случаях рабочее пространство расширяется до границ длины его рук.

Таким образом, можно считать, что рабочее пространство слепого и слабовидящего имеет границы по длине его рук так, чтобы он мог совершать необходимые действия, не передвигаясь в пространстве. Следовательно, к размерам рабочего пространства, предложенного сотрудниками ЦРС им. Наумова, мы добавляем высоту, соответствующую длине рук ориентирующегося.

Обобщая вышеизложенное, мы предлагаем под понятием «микропространство» понимать пространство рисунка, чертежа или пространство для ориентирования, в котором используются кончик языка, кончики пальцев и т.п.

Под понятием «рабочее пространство» понимать пространство, в котором ориентируется инвалид по зрению без передвижения. Размеры рабочего пространства логично определять как объемное пространство, ширина которого  60 см, длина 120 см, а высота равна росту ориентирующегося человека, плюс длинна его рук в высоту.

Оставшиеся виды пространств (классная комната, спальня, квартира и др.) мы предлагаем вынести за рамки термина «микропространство» и отнести их к понятиям «малое пространство» и/или «замкнутое пространство».

Ориентировка слепых и слабовидящих происходит не только в микропространстве, в рабочем пространстве, в помещениях и зданиях, но и за их пределами.

В разные годы пространство, в котором происходит ориентировка инвалидов по зрению, авторами рассматривалась с разных позиций. Так, пространство вообще определялось как материальное и геометрическое. В своей работе ФН. Шемякин определяет материальное пространство как существующее объективно, независимо от сознания человека. «Человек воспринимает и способен воспринимать только материальное пространство. Геометрическое пространство является воображаемым и не существует объективно. Это идеальное пространство, построенное на основе системы геометрических аксиом» [12, с. 18].

Ориентировке слепых в большом и малом пространстве посвящены работы В.С. Сверлова. Большое пространство он определяет как пространство с большими предметами, домами и улицами, а малое пространство определяет как рабочее пространство, предметы и внутри предметов [11, с.3].

В более поздних работах понятия большого и малого пространства были заменены на микропространство и макропространство.

Ориентировка в пространстве и восприятие объектов окружающей среды, находящихся вне зоны непосредственного контакта с инвалидом по зрению, такие авторы как М.Н. Наумов и В.А. Кручинин называют макроориентированием. Под этим термином ими понимается ориентирование, где человек взаимодействует в пространстве без непосредственного контакта с объектами окружающей среды [8,5].

К макропространству перечисленные выше авторы относят комнату, здание, микрорайон, город, село или деревню, парк, лес, транспорт и многое другое. Несмотря на то, что эти объекты описываются понятием «макропространство», очевидно их различие, а значит и используемые способы и приёмы пространственной ориентировки должны применяться разные.

В.Ф. Миллер, рассматривая обучение пространственной ориентировке инвалидов по зрению, выделяет три ступени самостоятельного передвижения. «Первая ступень отражает уровень готовности слепого к процессу самостоятельного передвижения только в ограниченном пространстве (микро- и мезопространство). Вторая и третья ступени по его мнению отражают уровни готовности к передвижению в макропространстве. Отличаются они тем, что на второй ступени инвалид по зрению готов к самостоятельному передвижению по маршрутам первой необходимости. На третьей ступени инвалид по зрению может самостоятельно передвигаться из точки «А» в точку «Б» с минимальными знаниями о маршруте, либо имея только адрес пункта назначения». [7, с 58].

Таким образом, в отечественной литературе выделяют микропространство, как малое пространство и/или рабочее место, и макропространство, как большое пространство (комната, здание, город и т.д.).

В результате того, что в понятием «макропространство» объединяется бесконечное разнообразие конкретных пространств, в которых происходит ориентировка людей со зрительной депривацией (от небольшого помещения до городов и парков), то возникает необходимость постоянного уточнения и дополнительного описания того пространства, которое обозначено данным термином в конкретных случаях. Как в науку, так и в практику реабилитации такое положение вещей вносит путаницу и разночтения. С целью изменения сложившейся ситуации в пользу разработки однозначно понимаемой терминологии, мы предлагаем вместо понятия «макропространство» использовать понятия малое и большое пространство с добавлением уточняющих параметров -  «закрытое» или «открытое» пространство, то есть использовать следующие термины:

В свою очередь закрытое и открытое пространство должно быть описано и классифицировано таким образом, чтобы, обозначая пространство, в котором инвалид ориентируется, однозначно можно было определить необходимые способы и приёмы обучения.

Ориентирование в закрытом пространстве, на наш взгляд,  целесообразно подразделять на:

А ориентирование в открытом пространстве подразделять на:

Таким образом, описывая пространство, в котором инвалиду по зрению необходимо научиться ориентироваться, заменяя термин «макропространство» на «закрытое и открытое пространство» или используя конкретное обозначение пространства, мы получаем примерное представление о пространстве, избегая длительного его описания. Например, вписывая в план урока по пространственной ориентировке «Формирование навыка взаимодействия с окружающими в жилом квартале» или «Место проведения занятий: частный сектор…» мы одним лишь точным определением пространства конкретизируем контекст событий, планируемых в рамках занятия.

Резюмируя все вышеизложенное, мы предлагаем использовать следующие термины для определения типа пространства, в котором осуществляется ориентировка инвалида по зрению:

При обучении инвалидов по зрению ориентировке на транспорте мы выделили следующие проблемные области:

В отечественной литературе тема использования общественного городского транспорта и ориентировка в нём практически не разработана. Встречаются лишь общие рекомендации по посадке и высадке из транспортного средства. С одной стороны, человек, освоивший элементарный уровень реабилитации, вполне способен самостоятельно разобраться в тонкостях и особенностях использования общественного транспорта. Тем не менее, мы считаем, что необходима более детальная разработка данной темы.

При разработке и описании темы «Использование общественного транспорта инвалидами по зрению» не стоит создавать и вводить специфичную терминологию, т.к. вполне достаточно той терминологии, которая уже имеется и применяется в повседневной жизни.

В целом же в курсе обучения слепых и слабовидящих пространственной ориентировке используется ряд общеупотребимых терминов, не специфичных для рассматриваемого коррекционного курса. Они вводятся в самом начале обучения и применяются не только в процессе изучения программного материала, но и в дальнейшей самостоятельной жизни инвалида по зрению.

 

Список используемой литературы

  1. Д енискина, В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. — М.: Логос ВОС, 2008.
  2. Денискина, В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида : метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова / под ред. В. З. Денискиной. — М.: Логос ВОС, 2006.
  3. Жихарев, А. М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей / А. М. Жихарев. — М.: Просвещение, 1984.
  4. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности / М. И. Земцова. — М.: АПН РСФСР, 1956.
  5. Кручинин, В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения : учеб. пособие. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.
  6. Любимов, А. А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А. А. Любимов // Дефектология. — 2012. — № 3. — С. 37–44.
  7. Миллер, В. Ф. Обучение незрячих пространственной ориентации : метод. рекомендации для тифлопедагогов и работников социальных учреждений. — Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2005.
  8. Наумов, М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке : учеб. пособие. — Москва : ВОС, 1982. — 115 с.
  9. Петров, Ю. И. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими : метод. пособие / Ю. И. Петров, Е. Н. Руцкая. — Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 1993.
  10. Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина. — М. : Линка-Пресс, 2009.
  11. Сверлов, В. С. Пространственная ориентировка слепых / В. С. Сверлов. — М. : Учпедгиз, 1951.
  12. Шемякин, Ф. И. Ориентация в пространстве / Ф. И. Шемякин // Психологическая наука в СССР. — М. : АПН РСФСР, 1959. — Т. 1.
Комментарии:
Вернуться назад

Поиск по сайту

Облако тегов

Accessibility WCAG Архитектурная доступность Библиотека Встречи ГОСТ Доклад Доступность ИКП ИКП РАО Информационная доступность Круглый стол Курсы Образование Опрос Ориентирование и мобильность Педагогам Повышение квалификации Позитивный контент Пресс-релиз Пространственная ориентировка Путешествие РИФ+КИБ Реабилитация Ретинопатия недоношенных Родителям СМИ СФГОС Семинар Слабовидящие Слепые Спутниковая навигация ТСР Тифлокомментарий Тифлотехника Фильм Фоторепортаж Школа

© 2007—2017, Алексей и Марта Любимовы
Контакты

Яндекс.Метрика