Алексей и Марта Любимовы
Персональный сайт тифлопедагогов, специалистов по ориентированию и мобильности

Любимова, М.П., Любимов, А.А. Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения

01.09.2013

Передвижение с сопровождающим нередко оказывается для человека с глубоким нарушением зрения единственным или наиболее часто используемым способом передвижения. Даже если человек умеет эффективно передвигаться в пространстве с помощью белой трости, ему все равно в большей или меньшей мере приходится принимать помощь сопровождающего.
Передвижение слепого человека с сопровождающим — это двусторонний процесс, в котором каждый участник должен соблюдать некоторые правила, обеспечивающие безопасность и эстетичность перемещения.
В качестве сопровождающего может выступать как зрячий человек, так и человек с нарушением зрения, если он, например, лучше видит, знает дорогу или его навыки передвижения в пространстве больше, чем у того, кто выступает в роли сопровождаемого. 
В литературных источниках разных лет, разумеется, описаны приемы перемещения в пространстве слепого человека с сопровождающим. Однако процесс сопровождения описывается в них только в общих чертах, а сама техника подробно не рассматривается. Тема «Сопровождение» не считается существенным аспектом ориентирования и мобильности, и в пособиях ей уделяется немного внимания.
Анализируя состояние данного вопроса на практике, в учреждениях для людей с нарушением зрения, можно сделать следующий вывод: сопровождение почти всегда носит исключительно стихийный характер. Во время сопровождения педагоги, товарищи и другие сопровождающие человека с нарушением зрения чаще всего ставят себе только одну задачу — перевести человека из точки «А» в точку «Б». О безопасности, о том, что слепому человеку нужно вовремя помочь сориентироваться, запомнить маршрут и просто сделать его передвижения в целом комфортными, мало кто задумывается.
Бывают случаи, когда сопровождающий подхватывает человека с нарушением зрения под руку и подталкивает впереди себя. Также наблюдаются случаи, когда зрячие люди пытаются дистанционно управлять человеком с нарушением зрения и кричат ему: «Осторожно! Правее! Слишком ушел вправо! Теперь левее!», что очень не комфортно для слепых людей.
В школах III–IV вида мы наблюдали ситуации, когда группе слепых учащихся было необходимо пройти по некоторому маршруту. В таком случае они становились друг за другом и клали друг другу руку на плечо. Впереди идущий при этом вытягивал руки вперед и пробовал пространство ногой, если предполагал, что впереди будет ступенька или бордюр.
В одной школе для слабовидящих детей мы столкнулись с проблемой: педагоги отказывались брать на экскурсию слепую девочку, потому что не знали, как ее сопроводить на данное мероприятие, и боялись за нее.
Но проблема состоит не только в том, что педагоги не знают, как сопровождать человека с нарушением зрения; сами слепые и слабовидящие не знают, каким должен быть этикет сопровождения и как самостоятельно обеспечить свою безопасность на маршруте (особенно если функцию сопровождающего выполняет случайный человек).
Работники некоторых дошкольных учреждений на наш вопрос о сопровождении слепого ребенка в здании детского сада и на приусадебном участке говорили, что они вообще об этом не задумывались.
В бизнес-центре для слепых мы столкнулись с рядом двусторонних проблем, связанных с сопровождением:
1) слепые люди не разрешают сопровождающему персоналу прикасаться к себе, так как необученный человек, желая сопроводить слепого, обычно хочет взять его под руку и вести впереди себя;
2) слепые мужчины, если их должна сопровождать молодая девушка, часто настаивают на том, чтобы она взяла мужчину под руку, или придерживают ее за плечи, что не является эстетичным и нарушает субординацию рабочих отношений;
3) некоторые слепые люди во время сопровождения отказываются придерживать и закрывать за собой дверь, задвигать за собой стул, оправдывая это тем, что «слепой человек не должен закрывать двери и задвигать стулья, так как он не видит»;
4) часто случалось, что кто-либо из сопровождающего персонала, видя, что человек нуждается в сопровождении, подходил к нему и, не представляясь и не предупреждая, брал его за руку и спешно начинал вести куда-то, только потом спрашивая, куда же человеку нужно.
Исходя из полученной информации, мы сделали вывод, что этикет сопровождения необходимо прививать с самого начала поступления в школу и даже обращать внимание на сопровождение еще в дошкольном возрасте.

Рекомендации по организации сопровождения
людей с нарушением зрения
Сопровождение — это использование для безопасного передвижения в пространстве непосредственной помощи окружающих (знакомого или незнакомого человека) с целью преодоления маршрута из одной точки в другую.
Для того, чтобы процесс передвижения с сопровождающим был максимально безопасным и успешным, часть ответственности за его безопасность и результативность должен взять на себя человек с нарушением зрения. Недопустимо совершенно пассивное поведение во время передвижения со стороны человека с нарушением зрения.
В раздел «Рекомендации по организации сопровождения людей с нарушением зрения» мы включили два пункта: «Организация сопровождения при передвижении в пространстве для людей с нарушением зрения», где рассмотрены и подробно описаны приемы для сопровождающих, и «Правила поведения человека с нарушением зрения во время передвижения в пространстве с сопровождающим», где процесс передвижения рассматривается именно с точки зрения человека с нарушением зрения.
При сопровождении человека с нарушением зрения важно помнить, что, помимо самого грамотного процесса сопровождения, важную роль играют правила поведения при взаимодействии с человеком с нарушением зрения, т. е. этикет. Поэтому начнем мы именно с последнего.

Правила поведения при сопровождении человека с нарушением зрения
1. Желая сопроводить человека с нарушением зрения, вспомните о том, что помощь нужно оказывать тому, кто в ней действительно нуждается. Поэтому, прежде чем начать оказывать помощь в передвижении, уточните, действительно ли человек нуждается в ней.
2. Если человек согласился принять вашу помощь, перед началом его сопровождения по определенному маршруту выясните точное место назначения (адрес, объект, номер кабинета и т. д.), чтобы избежать неловких и тем более конфликтных ситуаций.
3. Если вам необходимо оставить человека на некоторое время или он сам захочет остаться один, например, для того чтобы дождаться того, с кем назначена встреча, обязательно оставьте человека возле какого-нибудь ориентира — это может быть столб, стена, дерево, мебель и т. д. Если таких приметных объектов нет, в крайнем случае можно просто подвести его к бордюру и «показать» этот бордюр — главное, чтобы место было безопасным и человек, находясь там, никому не мешал. Недопустимо оставлять человека в открытом пространстве, например, посреди площади, улицы, холла, зала, так как он будет чувствовать себя крайне дискомфортно; кроме того, это может оказаться небезопасным.
4. Если вам необходимо отлучиться, помимо того, что человека необходимо подвести к ориентиру (о чем уже говорилось выше), вам необходимо предупредить его о том, что вы намереваетесь отойти. В противном случае человек может не сразу заметить ваше отсутствие и, думая, что вы рядом, продолжать, например, с вами разговаривать.
5. Объясняйте человеку с нарушением зрения причину неожиданных остановок, резких разворотов и других подобных маневров. Например, если вы слишком поздно заметили глубокую лужу, резко остановились и вскрикнули «Стой!», человек может испугаться и подумать, что впереди находится что-то очень опасное. Поэтому после резкой остановки просто поясните: «Извини(те), но я слишком поздно заметил лужу, давай(те) ее обойдем».
6. Во время передвижению по маршруту старайтесь совершать все повороты под прямым углом. По возможности избегайте плавных, закругленных поворотов. Старайтесь ходить по одному и тому же маршруту, не сокращайте путь по газонам и т. п. Все это необходимо для того, чтобы человеку было проще самому запомнить дорогу, так как ему, возможно, придется затем самостоятельно самому преодолевать этот маршрут с использованием белой трости. Нужно это и для того, чтобы в дальнейшем человек смог эффективно использовать помощь другого, не знакомого ему сопровождающего, и  имел возможность самостоятельно контролировать правильность маршрута.
7. На маршруте сообщайте и комментируйте человеку только действительно важные, интересные или опасные объекты, обращайте внимание на те участки маршрута, которые помогут ему в самостоятельном передвижении. Например, вы можете рассказать об интересных архитектурных памятниках, так как это, во-первых, расширит кругозор человека, и, во-вторых, знание о расположении заметных архитектурных строений может помочь ему, если он потеряет направление при самостоятельном передвижении по маршруту — архитектурный памятник послужит ориентиром, о котором он сможет спросить у прохожих. Обращайте внимание на уклоны поверхности земли, повороты, постоянные шумы (звук трансформаторной будки, вытяжки магазина и т. д.) Нет необходимости сообщать человеку о незначительных объектах, чтобы не перегружать его и не отвлекать от самого маршрута. Например, не стоит перечислять все автомобили, стоящие вдоль тротуара, и т. п.
8. Если при передвижении по маршруту вы ставите перед собой задачу сообщить человеку с нарушением зрения максимальное представление о маршруте для дальнейшего его запоминания, вам необходимо настаивать на активном использовании слепым человеком белой трости при передвижении в вашем сопровождении.
9.  При выборе скорости передвижения необходимо ориентироваться на человека с нарушением зрения. Вы можете спросить его, комфортна ли для него выбранная скорость передвижения. Так же вы можете сами почувствовать, что человеку некомфортно, и изменить скорость.
10.  Перед тем как приступить непосредственно к самому передвижению по маршруту, спросите у человека, с какой стороны от вас ему комфортнее идти. Человек, не использующий трость, наверняка предпочтет держаться за вас ведущей рукой (если он правша, то, скорее всего, предпочтет находиться с левой стороны, а если левша, то справа).  Если же человек использует трость, то он держит ее в ведущей руке, а за вас будет держаться свободной. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения сопровождающего, то, как правило, удобнее, чтобы человек с нарушением зрения находился со стороны ведущей руки сопровождающего (если сопровождающий правша, то ему, скорее всего, удобнее, если человек с нарушением зрения идет с правой стороны).

Правила поведения человека с нарушением зрения во время передвижения в пространстве с сопровождающим
1. При передвижении с сопровождающим, особенно если он не знаком человеку с нарушением зрения (например, если согласился помочь прохожий), следует использовать белую трость. При передвижении со знакомым сопровождающим это дает больше возможностей для запоминания маршруту; кроме того, при этом слепой человек дополнительно контролирует свою безопасность.
2. При передвижении с сопровождающим человек с нарушением зрения должен постоянно слушать и тем самым контролировать пространство вокруг себя. Сопровождающий человек может отвлечься беседой, у него может рассеяться внимание из-за утомления, так как сопровождение человека с нарушением зрения, особенно если в этом нет опыта, заставляет сопровождающего быть в напряжении. Поэтому сопровождаемый должен дополнительно контролировать пространство вокруг себя, а не полностью полагаться на сопровождающего. В первую очередь опасность представляют приближающиеся автомобили, находящиеся на проезжей части. Если сопровождаемый человек с нарушением зрения слышит звук приближающейся машины, то он не должен полностью полагаться на то, что сопровождающий ее обязательно видит, и следует на всякий случай сообщить ему о том, что, например, справа едет машина. Особая настороженность необходима в том случае, когда и сопровождающим является человек с нарушением зрения — ответственность за безопасность в таком случае делится пополам.
Особенно внимательным человеку с нарушением зрения нужно быть, конечно, и при пересечении проезжей части со случайным, незнакомым сопровождающим, который может переходить дорогу на красный сигнал светофора или перебегать перед движущимися автомобилями, что делает передвижение небезопасным. Человек с нарушением зрения должен самостоятельно предотвратить такое небезопасное пересечение проезжей части, заранее проанализировав ситуацию по слуховому восприятию.
3. Во время передвижения с сопровождающим человек с нарушением зрения должен внимательно контролировать пространство вокруг себя и свое местоположение. Это особенно важно, если слепого человека сопровождает неопытный и незнакомый сопровождающий. Конечно, вероятность того, что постоянный сопровождающий собьется с пути, невелика, но это все же возможно. Гораздо опаснее ситуация, когда слепому человеку приходится просить помощи у окружающих для того, чтобы, например, перейти проезжую часть или отрезок маршрута. Случайный сопровождающий может, например, неправильно понять, какой луч перекрестка человеку с нарушением зрения нужно пересечь или  какое именно здание ему нужно найти.
Если человек с нарушением зрения первый раз идет с сопровождающим по некоторому маршруту, то он должен отслеживать пространство и повороты для того, чтобы начать ориентироваться на данном маршруте и, возможно, суметь затем самостоятельно вернуться в исходную точку, если случайный сопровождающий приведет его не туда.
4. Во время передвижения с сопровождающим человек с нарушением зрения должен контролировать положение тела и поведение своего сопровождающего. Во время сопровождения сопровождаемый человек с нарушением зрения может ощущать изменение положения руки сопровождающего. Если, например, рука приподнялась вверх, то это означает, что сопровождающий поднялся на бордюр или другое возвышение, что сигнализирует о том, что и сопровождаемому нужно будет приподнять ногу, чтобы подняться на возвышение.  Конечно, сопровождающий должен предупреждать сопровождаемого человека с нарушением зрения о предстоящих препятствиях и изменениях высоты, но он может забыть или не успеть это сделать, а незнакомый и неопытный сопровождающий может и просто не подумать о том, что о препятствиях нужно предупреждать.
5. И еще одно важное правило при передвижении с сопровождающим: сопровождающий должен быть всегда впереди сопровождаемого человека с нарушением зрения.

Литература
Бардеева, Т.А. Теоретический материал по курсу социальной реабилитации слепых Предмет: «Пространственная ориентация». Тема № IV : «Совместное передвижение слепого и зрячего, их поведение в общественном месте и на транспорте» / Т.А. Бардеева, Р.С. Бердникова, А.А. Гордеев, Н.П. Зверев. —– Бийск : Бийский филиал НОУ ЦРС ВОС, 2008.
Восстановление трудоспособности слепых. — М. : ВОС, 1976. Обучение слепых пространственной ориентировке. — М. :ВОС, 1982. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. — М. : ВОС, 1988.
Денискина, В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей — метод. рекомендации — Уфа 1996
Коррекционная направленность специального образования детей с глубоким нарушением зрения : сб. метод работ / сост. Б.К. Тупоногов, К.Г. Кравцов. — М. : АПКиППРО, 2006. — 244с
Обучение слепых пространственной ориентировке : учеб. пособие / М.Н. Наумов. — М. : ВОС, 1982. — 115с
Любимов, А.А. Рекомендации по сопровождению детей с нарушением зрения / А.А. Любимов // Незрячий ребенок в семье. Рекомендации родителям : сбор. статей — Тольятти, 2009.
Петров, Ю.И. Особенности ориентировки незрячих в пространстве : метод. пособие / Петров Ю.И., И.В. Садчиков, И.В. Блинникова. — М., 1989.
Петров, Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве : метод. пособие. — М., 1988.
Сверлов, В.С. Пространственная ориентировка слепых : пособие для учителей и воспитателей школ слепых. — М., 1951.
Шемякин, Ф.И. Ориентация в пространстве / Ф.И. Шемякин // Психологическая наука в СССР. — М. : АПН РСФСР, 1959. —Т. 1.

Комментарии:
Вернуться назад

Поиск по сайту

Облако тегов

Accessibility WCAG Архитектурная доступность Библиотека Встречи ГОСТ Доклад Доступность ИКП ИКП РАО Информационная доступность Круглый стол Курсы Образование Опрос Ориентирование и мобильность Педагогам Повышение квалификации Позитивный контент Пресс-релиз Пространственная ориентировка Путешествие РИФ+КИБ Реабилитация Ретинопатия недоношенных Родителям СМИ СФГОС Семинар Слабовидящие Слепые Спутниковая навигация ТСР Тифлокомментарий Тифлотехника Фильм Фоторепортаж Школа

© 2007—2017, Алексей и Марта Любимовы
Контакты

Яндекс.Метрика