Алексей и Марта Любимовы
Персональный сайт тифлопедагогов, специалистов по ориентированию и мобильности

К вопросу о создании единой терминологии по курсу «Ориентировка в пространстве»

10.10.2010

Любимов, А.А. К вопросу о создании единой терминологии по курсу «Ориентировка в пространстве» [Электронный ресурс] / А.А. Любимов, М.П. Любимова (Бондаренко) // Сборник материалов по итогам проведения Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, 4-6 октября, 2010 г. / Институт коррекционной педагогики РАО. - М., 2010. - 20 Кб. - Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-14/prilozhenie

 

А.А Любимов, науч. сотр.;

М.П. Любимова (Бондаренко), мл. науч. сотр.,

Учреждение РАО

«Институт коррекционной педагогики», Москва

 

Внедрение единого государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к необходимости разработки не только компонента академических знаний, но и компонента социальной компетентности.

Компонент социальной компетентности для слепых и слабовидящих в обязательном порядке должен включать в себя коррекционно-развивающий курс «Ориентирование и мобильность», так как без умения самостоятельно передвигаться и ориентироваться в пространстве невозможна полноценная интеграция инвалида по зрению в открытое общество.

Обучение пространственной ориентировке инвалида по зрению проводится на трёх этапах: в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего или комбинированного вида, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III-IV вида и в реабилитационных центрах.

На каждом из этих этапов под понятием «пространственная ориентировка» подразумевается свой блок и объём знаний, умений и навыков.

Таким образом, пространственная ориентировка впервые как коррекционно-развивающее занятие появляется в жизни ребёнка с нарушением зрения только в дошкольном образовательном учреждении, при условии, что этот ребёнок посещает дошкольное образовательное учреждение. На этом этапе в содержание коррекционных занятий входят следующие основные темы: ориентировка на собственном теле, ориентировка в группе (от себя, относительно предметов), ориентировка на участке детского сада и т.д.

На следующем этапе пространственная ориентировка как коррекционно-развивающее занятие появляется в школе для слепых детей III-IV или IV видов. Школьная программа коррекционных занятий по пространственной ориентировке направлена на обучение свободному передвижению в малом и большом пространствах. На этом этапе основными направления работы состоят в овладении приёмами использования белой трости и навыками ориентирования.

Пространственная ориентировка на третьем этапе мало чем отличается от школьной программы по содержанию. Основным отличием коррекционных занятий в реабилитационном центре является время проведения одного занятия и скорость прохождения материала.

Таким образом, на современном этапе все основные программы по пространственной ориентировке нацелены на то, чтобы научить инвалида по зрению ориентироваться в пространстве.

Самостоятельное и независимое передвижение инвалида по зрению зависит не только от умения правильно определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и окружающих объектов, но и от умения безопасно и эффективно передвигаться из точки А в точку Б, при этом имея представления о пространстве, в котором он передвигается.

Таким образом, вторая неотъемлемая составляющая самостоятельного и независимого передвижения слепых и слабовидящих – это мобильность.

В отечественной тифлопедагогической литературе были попытки ввести понятие «мобильность» (В.С.Сверлов, Л.И.Солнцева, В.З. Денискина и др.), однако содержательная часть коррекционных занятий осталась неизменной.

Введение вместо термина «пространственная ориентировка» термина «ориентирование и мобильность» автоматически, исходя из определения, вводит в содержательную часть программы разделы, направленные на формирование навыка безопасного передвижения в различных типах пространства.

Мобильность – это способность человека передвигаться в пространстве. Для самостоятельного и независимого передвижения одной способности ориентироваться недостаточно. Тем более, что далеко не все инвалиды по зрению осваивают ориентирование в объёме школьного курса. Однако, умение безопасно и эффективно передвигаться в пространстве с использованием белой трости, собаки-проводника или оптических средств при слабом умении ориентироваться даёт возможность инвалиду по зрению быть более самостоятельным и не зависеть от родственников, друзей и знакомых.

Таким образом, из сказанного вытекает необходимость пересмотра содержания коррекционных занятий по пространственной ориентировке с тем, чтобы обучение слепых и слабовидящих самостоятельному и безопасному передвижению в пространстве в равной степени содержало оба компонента: умение ориентироваться и умение безопасно передвигаться (быть мобильным).

Необходимо разработать новые программы, которые в равной степени могли бы применяться для обучения инвалида по зрению самостоятельному и независимому передвижению в пространстве вне зависимости от выбранного образовательного учреждения. Коррекционный курс должен органично войти в компонент нового стандарта образования и стать частью социальной компетентности. Для этого данный курс должен отвечать современным требованиям к безопасности и соответствующему уровню знаний.

Концепция программы по ориентированию и мобильности должна содержать единую терминологическую базу, включающую в себя понятия, определения, описания и т.д. Термины и понятийный аппарат программы должны соответствовать терминам и понятиям, закреплённым в законодательстве Российской Федерации. Например, необходимо включить в тему «Переход проезжей части, регулируемых и не регулируемых перекрёстков» термины и понятия, содержащиеся в Правилах дорожного движения РФ.

Программа должна содержать следующие тематические разделы:

Определив и описав единую терминологию коррекционного курса «ориентирование и мобильность», мы сможем перейти от концепции программы по самостоятельному и независимому передвижению слепых и слабовидящих в пространстве к созданию единой модульной программы, которая будет включать в себя материал не только по обучению правильно ориентироваться в пространстве, но и материал по обучению безопасному передвижению в пространстве с использованием средств реабилитации или с использованием остаточного зрения.

Комментарии:
Вернуться назад

Поиск по сайту

Облако тегов

Accessibility WCAG Архитектурная доступность Библиотека Встречи ГОСТ Доклад Доступность ИКП ИКП РАО Информационная доступность Круглый стол Курсы Образование Опрос Ориентирование и мобильность Педагогам Повышение квалификации Позитивный контент Пресс-релиз Пространственная ориентировка Путешествие РИФ+КИБ Реабилитация Ретинопатия недоношенных Родителям СМИ СФГОС Семинар Слабовидящие Слепые Спутниковая навигация ТСР Тифлокомментарий Тифлотехника Фильм Фоторепортаж Школа

© 2007—2017, Алексей и Марта Любимовы
Контакты

Яндекс.Метрика