Алексей и Марта Любимовы
Персональный сайт тифлопедагогов, специалистов по ориентированию и мобильности

К вопросу о реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении пространственной ориентировке учащихся школ III-IV вида

10.10.2012

Любимов, А.А. К вопросу о реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении пространственной ориентировке учащихся школ III-IV вида [Текст] / А.А. Любимов // Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы I международной заочной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.Г. Калашниковой, Г.Ф. Кумариной, В.В. Гладкой, В.В. Зикратова [и др.]. - Барнаул: АЗБУКА, 2012. - С. 113-115.

 

В период школьного обучения одним из основных коррекционных направлений работы по (ре)абилитации инвалидов по зрению является пространственная ориентировка (В.А. Кручинин, 1991; В.З. Денискина, 1996; В.З. Денискина, М.В. Венедиктова, 2007 и др.). Включение инвалида по зрению в современное общество и выход на открытый рынок труда не возможен при освоении только общеобразовательной программы, т.е. академических знаний.

В связи с осуществлением реформы образования в России, т.е. внедрением инклюзивного (интегрированного) образования дети с глубоким нарушением зрения могут реализовать своё право на получение среднего образования в условиях массовой общеобразовательной школы в среде нормально развивающихся сверстников, на дому или дистанционно.

Согласно базисным учебным планам Министерства образования и науки Российской Федерации лишь в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III вида слепой ребёнок может получить знания, умения и навыки по курсу «Пространственная ориентировка». Во всех иных случаях, а именно: в массовой общеобразовательной школе, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида, на домашнем и  дистанционном обучении, ребёнок лишен возможности освоения курса пространственной ориентировки.

Современный стандарт образования предполагает получение ребёнком знаний, которые представлены в составе двух компонентов: академических знаний и жизненных компетенций.

Для детей с нарушением зрения все коррекционные занятия относятся к компоненту жизненной компетенции. Таким образом, курс пространственной ориентировки является одним из курсов, включённых в состав компонента жизненной компетенции.

На сегодняшний день курс по пространственной ориентировке включён в базисный учебный план только для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III вида и для учащихся вспомогательных классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IV вида. При этом реализация компонента жизненной компетенции названным категориям детей возможна лишь в условиях специальной школы при условии пребывания ребёнка не только в первой половине дня, но и во второй, когда проводятся коррекционные занятия. Вместе с тем изучение опыта самостоятельной жизни выпускников школ слабовидящих показывает, что им не достает специальных знаний по ориентировке и мобильности с опорой на нарушенное зрение.

Инклюзированные дети, обучающиеся в массовой общеобразовательной школе или прикреплённые к ней, но находящиеся на домашнем обучении не осваивают коррекционные курсы, предусмотренные в системе специального образования, по причине их отсутствия в базисном учебном плане массовой общеобразовательной школы.

Дети, обучающиеся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе и уходящие домой после окончания уроков и дети, находящиеся на домашнем обучении также не посещают коррекционные занятия. В первом случае потому, что коррекционные занятия проводятся во второй половине дня, когда этих детей нет в школе, а во втором случае потому, что для домашнего обучения не предусмотрено проведение занятий по коррекционным предметам.

При обучении ребёнка по дистанционной форме, вне зависимости от того к какой школе он прикреплён – массовой или специальной – коррекционные занятия не проводятся по причине отсутствия компонента жизненной компетенции для этой формы получения среднего образования.

Вследствие этого все дети, кроме обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе и остающиеся на вторую половину дня, не осваивают программу коррекционных занятий, направленную на (ре)абилитацию и социализацию.

Актуальность обсуждаемой проблемы усиливается изменениями, происходящими в Российской системе образования. Обучение слепых и слабовидящих пространственной ориентировке в школах III-IV вида осуществляется в рамках эгалитаризма, т.е. исходит из концепции равных возможностей для всех. В виду этого не учитываются индивидуальные возможности ребёнка и его личностные качества. Переход от эгалитаризма к личностно-ориентированному и вариативному обучению пространственной ориентировке воспитанников школ для слепых и слабовидящих позволит повысить качество обучения за счёт осуществления индивидуального подхода в обучении на занятиях по пространственной ориентировке.

В отечественной теории и практике тифлопедагогики были попытки организации обучения слепых и слабовидящих пространственной ориентировке в рамках личностно-вариативного подхода [В.А. Кручинин, 1991; В.М. Якунин, 2006]. Однако, эти попытки не привели к коренному изменению качества самостоятельного передвижения в пространстве выпускников школ слепых и слабовидящих.

Анализ программ по обучению пространственной ориентировке показывает недостаточность индивидуально- дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей ученика, а также отсутствие критериев оценки качества усвоения программного материала.

Исходя из вышеизложенного, мы планируем провести исследование по разработке критериев контроля качества обучения, и на их основе доработать унифицированную индивидуальную карту по ориентированию и мобильности, как вариативный личностно-ориентированный подход к реабилитации лиц с глубоким нарушением зрения.

Использование унифицированной индивидуальной карты позволит выстраивать обучение ребёнка в соответствии с его уровнем усвоения материала. Унификация индивидуальной карты, позволит обучать и оценивать успешность учащихся, используя стандартизированную программу обучения пространственной ориентировке.

Исследование предполагает также анализ работ, посвященных организации и проведению коррекционных занятий по пространственной ориентировке, переосмыслению и систематизации не только практики обучения (способов  и приёмов), но и теоретического материала. Проанализировав теоретические подходы к обучению пространственной ориентировке, планируется систематизировать и унифицировать терминологический аппарат, а также внести изменения в содержание коррекционного курса «Пространственная ориентировка».

С целью выработки критериев разработана авторская анкета. Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты позволит выявить наиболее востребованные знания, умения и навыки по курсу «Пространственная ориентировка и мобильность». Одновременно ответы на вопросы анкеты позволят получить представление о тех знаниях, умениях и навыках, которыми инвалиды по зрению не обладают в силу различных причин.

На основании полученных данных, т.е. исходя из конкретных критериев, в последующем можно будет внести изменения в содержание обучения пространственной ориентировке и мобильности в школах III-IV вида, а также разработать аналогичные программы для иных форм получения среднего образования.

Имея сформулированные критерии по необходимым для самостоятельного передвижения инвалидов по зрению знаниям, умениям и навыкам, представляется возможным доработка унифицированной индивидуальной карты по ориентированию и мобильности с целью включения её в качестве инструмента оценки усвоения материала каждого ученика по программе курса «Пространственная ориентировка и мобильность».

 

Литература:

  1. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации. Башкирский институт повышения квалификации работников образования. – Уфа.: 1996.
  2. Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие / Под ред. В.З. Денискиной. – М.: 2007.
  3. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения: учебное пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: 1991.
  4. Якунин В.М. Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения// Обучение тотально слепых детей ориентировке в пространстве» из сборника методических работ /Из-во «Академия», М.:1996 г. С. 229 – 239. 
Комментарии:
Вернуться назад

Поиск по сайту

Облако тегов

Accessibility WCAG Архитектурная доступность Библиотека Встречи ГОСТ Доклад Доступность ИКП ИКП РАО Информационная доступность Круглый стол Курсы Образование Опрос Ориентирование и мобильность Педагогам Повышение квалификации Позитивный контент Пресс-релиз Пространственная ориентировка Путешествие РИФ+КИБ Реабилитация Ретинопатия недоношенных Родителям СМИ СФГОС Семинар Слабовидящие Слепые Спутниковая навигация ТСР Тифлокомментарий Тифлотехника Фильм Фоторепортаж Школа

© 2007—2017, Алексей и Марта Любимовы
Контакты

Яндекс.Метрика