Алексей и Марта Любимовы
Персональный сайт тифлопедагогов, специалистов по ориентированию и мобильности

Использование современных технических средств в процессе обучения незрячих и слабовидящих ориентированию и мобильности

15.10.2009

Любимова (Бондаренко), М.П., Любимов, А.А.  Использование современных технических средств в процессе обучения незрячих и слабовидящих ориентированию и мобильности//Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих. Материалы научно-практической конференции/ Под ред. В.Н. Довыденкова. – СПб.: ГУ ЦМСРИЗ, 2009. С 48-52.

 

Незрячие люди могут быть самостоятельными и независимыми. Эта мысль уже никого не удивляет. Быть независимыми, незрячим во многом помогают технические средства реабилитации. К техническим средствам реабилитации следует отнести всю ту технику, которая создается специально для слепых, зрячие в ней не нуждаются, а для слепых же имеет неоценимо большое значение. Из всего разнообразия технических средств реабилитации для слепых и слабовидящих мы остановимся на тех, которые созданы для облегчения ориентирования в пространстве и помощи в свободном передвижении.

К техническим средствам ориентирования (ТСО) относятся множество приспособлений, начиная с простой белой трости и заканчивая высокотехнологичными GPS-навигаторами.

Давайте разделим все ТСО на две группы – технические средства и высокотехнологичные средства реабилитации (ВСР). К техническим средствам ориентирования будут относиться приспособления, не использующие электронику, а к высокотехнологичным средствам будут относиться приспособления использующие электронику и иные продукты технического прогресса.

Следовательно, простая белая трость будет относиться к ТСО, а белая трость с ультразвуковым маячком к ВСО.

Если обратиться к истории, то мы с удивлением увидим, что только в первой половине XX века появилась белая трость как инструмент свободного и самостоятельного передвижения. Примерно в тоже время появилась и собака-проводник, в задачу которой входило сопровождение слепого человека. С официальным появлением приспособлений для самостоятельного и независимого передвижения людей с нарушением зрения стали появляться различные школы, разрабатывающие научно-методическую базу ориентирования и мобильности. К этому процессу подключились и конструкторы, придумывающие и разрабатывающие более совершенные средства для ориентирования и мобильности с учётом последнего слова техники.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем в арсенале ряд технических и высокотехнологических средств ориентирования: белая трость цельная, складная, телескопическая; ультразвуковой локатор для определения препятствий на расстоянии, прибор фотофон, который определяет источник света и многое другое.

В течение десятилетий незрячие возлагали большие надежды на изобретение электронных устройств, которые помогали бы в ориентировке. Появились ли такие устройства? Появились.

Но на что реально может рассчитывать незрячий?

Появляются все более сложные, казалось бы, более умные технологии, которые призваны облегчить быт и самостоятельное передвижение слепых в пространстве.

Из таких приспособлений можно привести пример: ультразвуковой локатор, лазерная трость, фотофон.

А незрячий как ходил с тростью сто, двести лет назад, так с ней и ходит. Возникает хороший и закономерный вопрос – почему? Казалось бы, созданы не плохие приспособления, с помощью которых незрячий сможет самостоятельно передвигаться даже не прибегая к помощи трости.

Но давайте подумаем.

Передвижение из пункта А в пункт Б состоит из двух аспектов.

Первое - это непосредственно сама ориентировка, то есть человек должен знать направление движения, представлять пространство вокруг себя, представлять сам маршрут. Второе - это мобильность, то есть, возможность безопасно и эффективно передвигаться в пространстве, не подвергая себя и других людей опасности. Безопасность передвижения во многом зависит от умения и навыков владения незрячим белой тростью.

Практика обучения слепых и слабовидящих ориентированию и мобильности показывает, что ВСР используются крайне редко и в основном оставляют негативный осадок у пользователя после использования.

Причиной такого отношения мы видим в том, что приобретая ВСР, незрячий надеется, что новый прибор сразу решит все его проблемы. Примером такого отношения может служить высказывание нашего ученика, который в разговоре поделился с нами своими ожиданиями: «Вот уже пять лет как я потерял зрение. Взять в руки трость я стесняюсь, т.к. не хочу, чтобы в моём районе меня видели с белой тростью, жалели и считали инвалидом. Я узнал, что есть ультразвуковой локатор и GPS-навигатор. Я был уверен, что используя навигатор, я буду ходить почти как зрячие – куда угодно и когда угодно, а локатор поможет мне не врезаться в стены и деревья. Таким образом, я буду как все, т.е. без трости и никто не будет обращать на меня внимание».

В итоге, молодой человек самостоятельно пришёл к мысли, что белая трость является самым оптимальным вариантом для самостоятельного передвижения.

Для многих незрячих важно преодолеть психологический барьер. Почему-то им кажется, что если они возьмут в руки трость, то сразу обозначат себя как слепые, смирятся со своей слепотой. А вот если они повесят на шею ультразвуковой локатор для определения препятствия, вооружатся GPS- навигатором, то они не будут отличаться от «условно здоровых» прохожих, будут более мобильные чем слепые которые ходят с тростью.

Да, электронные приспособления есть, однако в большинстве они не оправдывают все ожидания. Почему? Зрение - неоценимый помощник при ориентировке и передвижении в пространстве. Зрение является дистантным органом чувств и позволяет опознать предмет, определить его местоположение в окружающем пространстве среди других объектов, определить расстояние до этого объекта. Сколько не изобретай, а всё равно никогда ни один электронный прибор не способен заменить зрение. Поэтому стоит задуматься о том, что не нужно ждать какого-то чудо-изобретения, которое будет само определять безошибочно все препятствия и делать передвижение абсолютно безопасным и  на маршруте и при пересечении перекрёстков и избавит от открытых люков.

Электронных, высокотехнологичных приборов предлагается очень много, однако все они в некоторой степени оказались неэффективными. Канава, бордюр, лужа - не обнаруживаются, не фиксируются никаким электронным ультразвуковым средством. И потом, контакт между прибором и самим человеком (вибрация, звуковой сигнал) отвлекает незрячего: все внимание сосредоточено на этом приборе, а собственные возможности используются уже меньше, незрячий не так внимательно отслеживает  окружающее пространство, которое позволяет четко отслеживать ситуацию на маршруте. Человек отвлекается. Особенно это касается ультразвуковых тростей, которые через наушники передают звуковой сигнал человеку о приближении к препятствию. В зависимости от расстояния до препятствия меняется высота звука. Недостатки этого приспособления мы думаем видны «не вооруженным глазом»: во-первых закрыты уши, а во-вторых постоянно подаётся звуковой сигнал, который мешает слушать пространство вокруг и заметить например приближающейся автомобиль. Так же эти трости бывают  достаточно тяжелые и с ними труднее проходить длинный маршрут.

Может ли сегодняшняя технология предложить незрячему какое-то средство, которое, во-первых, его бы не отвлекало, а во-вторых, было бы универсальным, то есть показывало препятствия и под ногами, и на уровне колен, и на уровне груди, на уровне головы. Причем препятствия разные - ветки, машины, борт грузовика, детская коляска, телефоны-автоматы, которые очень неудачно прикреплены к стенам домов, дорожные знаки,  ребенок или животное, молча стоящие на тротуаре.

Что же тогда делать?

Учиться слушать пространство, анализировать перекрёстки, составлять ментальную карту своего маршрута и конечно учиться владеть техниками трости. Ведь самая обыкновенная трость грамотно подобранная по росту в умелых руках способна предупредить и об открытом люке, и о ступеньках, о многих препятствиях, изменении текстуры поверхности.

Мы считаем, что в ориентировании и мобильности в ближайшее время, несмотря на достижения науки и техники, наиболее эффективными средствами останутся трость, собака-проводник, обученный сопровождающий и, самое главное, умение воспользоваться собственными возможностями, а для этого необходимо пройти обучение на специальных курсах под руководством квалифицированного учителя по ориентированию и мобильности. Так же важно учить незрячих эхолокации, она очень хорошо помогает при самостоятельном передвижении, и мы думаем сложно её заменить каким-нибудь техническим средством. Даже самым совершенным.

Есть ещё важный вопрос – кто же всё-таки нуждается в технических средствах пространственного ориентирования? Обычно принято считать, что только тотально слепой нуждается в реабилитации. Часто самим людям с остаточным зрением даже не приходит в голову, что им будет полезна трость. Слабовидящие – вообще на наш взгляд одна из самых сложных групп людей. Им возможно в психологическом плане иногда даже сложнее чем тотально слепым. Потому что они не относятся к категории зрячих, так как многого не видят и им сложно обходиться во многих ситуациях без посторонней помощи. К слепым их тоже отнести нельзя, так как они всё же видят.

Слепые и слабовидящие в большей или меньшей степени испытывают те или иные трудности при  ориентировании в пространстве и обеспечении собственной безопасности на маршруте. Исходя из этого, возникает закономерный вопрос: какие задачи способны решить технические средства ориентирования, и какой категории пешеходов с нарушением зрения они необходимы?

Стратегии обучения ориентированию и мобильности слепых и слабовидящих несколько отличаются друг от друга.  Но одно мы можем сказать точно- слабовидящие тоже нуждаются в технических средствах реабилитации, в частности в трости.

Проблема заключается в том, что слепые полностью опираются и доверяют сохранным анализаторам и трости: при переходе проезжей части слушают направление транспорта, изменения уровня и различные препятствия обнаруживают тростью. Слабовидящие часто стараются опираться исключительно на своё остаточное зрение, тем самым часто подвергая себя опасности: вместо того, чтобы слушать транспорт, стараются рассмотреть цвет сигнала светофора, ступеньки так же стараются увидеть или подтверждают их наличие пробой ногой.

Подводя итог, необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что при обучении слепых и слабовидящих ориентированию и мобильности и подборе технических и высокотехнологических средств ориентирования необходимо всегда придерживаться следующих принципов: безопасность, эффективность и эстетичность.

На сегодняшний день ВСР к сожалению не отвечают этим принципам. Поэтому они должны использоваться как вспомогательные, в дополнение к белой трости.

Для повышения эффективности использования ВСР на маршруте необходимо обучать слепого и слабовидящего правильному их использованию.

Комментарии:
Вернуться назад

Поиск по сайту

Облако тегов

Accessibility WCAG Архитектурная доступность Библиотека Встречи ГОСТ Доклад Доступность ИКП ИКП РАО Информационная доступность Круглый стол Курсы Образование Опрос Ориентирование и мобильность Педагогам Повышение квалификации Позитивный контент Пресс-релиз Пространственная ориентировка Путешествие РИФ+КИБ Реабилитация Ретинопатия недоношенных Родителям СМИ СФГОС Семинар Слабовидящие Слепые Спутниковая навигация ТСР Тифлокомментарий Тифлотехника Фильм Фоторепортаж Школа

© 2007—2017, Алексей и Марта Любимовы
Контакты

Яндекс.Метрика