ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ подготовки специалистов, обучающих ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СЛЕПЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

На правах рукописи

ЛЮБИМОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБУЧАЮЩИХ ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СЛЕПЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика

Д И С С Е Р Т А Ц И Я
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Денискина Венера Закировна

Научный консультант:
доктор психологических наук, профессор Коробейников Игорь Александрович

МОСКВА, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЦ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.

  • 1.1.Этапы становления коррекционного курса «Ориентировка в пространстве» в отечественной тифлопедагогике. 13
  • 1.2. Роль и место ориентировки в пространстве в социальной адаптации лиц с глубоким нарушением зрения.. 26
  • 1.3. Проблемы обучения слепых пространственной ориентировке. 31
  • 1.4. Отечественный и зарубежный опыт подготовки специалистов, обучающих пространственной ориентировке лиц с нарушением зрения 42
  • Выводы. 45

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

  • 2.1. Организация и методы исследования.. 47
  • 2.2. Анализ и реконструкция терминов, используемых в процессе обучения слепых ориентировке в пространстве. 49
  • 2.2.1. Определение коррекционного курса «Пространственная ориентировка». 49
  • 2.2.2. Определение и описание технического средства «Белая трость».. 54
  • 2.2.3. Определение и описание различных приёмов передвижения с помощью белой трости. 57
  • 2.2.4. Определение категорий, описывающих пространство... 61
  • 2.3. Изучение современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению 64
  • Выводы. 74

ГЛАВА 3. ОФОРМЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И МОБИЛЬНОСТЬ».

  • 3.1. Структура, содержание и принципы построения курса повышения квалификации педагогов по пространственной ориентировке 76
  • 3.2. Результаты апробации экспериментальной программы повышения квалификации педагогов по курсу «Ориентировка в пространстве и мобильность». 86
  • Выводы... 105
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 106
  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ... 110
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 112

ПРИЛОЖЕНИЕ.

  • Приложение 1. Полное наименование образовательных учреждений, участвовавших в эксперименте... 134
  • Приложение 2. Анкета для руководителя образовательного учреждения. 134
  • Приложение 3. Анкета для учителя по пространственной ориентировке.. 140
  • Приложение 4. Анкета для лиц, проучившихся на курсах повышения квалификации при ИКП РАО по теме «Методика обучения пространственной ориентировке и мобильности детей с глубоким нарушением зрения». 143
  • Приложение 5. Учебная программа «Методика обучения ориентированию и мобильности детей с глубоким нарушением зрения. I ступень». 149
  • Приложение 6. Учебная программа «Методика обучения ориентированию и мобильности детей с глубоким нарушением зрения» (II ступень) 163
  • Приложение 7. Бланки примерной документации учителя по пространственной ориентировке. 175

Мероприятия

Событие 3 28.06.2019

Повседневная практика показывает, что реализация намеченных плановых заданий способствует подготовки и реализации позиций

Записаться

Облако тегов