Алексей и Марта Любимовы
Персональный сайт тифлопедагогов, специалистов по ориентированию и мобильности

Размышления о системе специальной инклюзии

09.03.2015

~~В середине XVIII века французский тифлопедагог Валентин Гаюи задумался о том, что слепые люди могут получить образование. Он открыл школу слепых во Франции. Затем, прибыв в Россию по приглашению Александра I, сделал всё от себя зависящее и открыл школу слепых в Санкт-Петербурге.

С тех пор много прошло времени. Много было открыто школ для слепых и слабовидящих по всему миру.
Слепые начали получать не только среднее образование, но и профессиональное, и высшее. Они получили возможность защищать кандидатские, докторские диссертации.

Однако, не смотря на прогресс, который наблюдается в вопросе обучения лиц с нарушением зрения, один вопрос всегда встаёт перед государством, педагогами и родителями. Этот вопрос формулируется по-разному, но суть его всегда одна и та же: как учить слепого и/или слабовидящего ребёнка?


В истории отечественной педагогики мы можем наблюдать разные модели обучения слепых и слабовидящих. Было у нас и сословное обучение. Было и совместное обучение слепых и слабовидящих с нормально развивающимися сверстниками. Было создание системы специального образования, в которой мы видим как разделение обучения слепых и слабовидящих, так и их совместное обучение.
Новые времена диктуют нам новые условия. И сегодня, основываясь на Федеральном законе от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и заказе государства мы можем наблюдать такое явление как «Образовательный холдинг» или объединение различных образовательных организаций в единую административно-хозяйственную единицу.
Мы не будем сейчас оценивать, и рассуждать хорошо это или плохо. Задача несколько иная.
Как построить модель обучения слепого и слабовидящего так, чтобы:

 

 

Можно настаивать на том, что есть созданная сеть специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и дети с нарушением зрения должны учиться в них. С одной стороны в этом есть резон. Есть учреждения, в них создана материально-техническая база, там работают педагоги, знакомые со спецификой обучения слепых и слабовидящих.
С другой стороны такие школы есть не в каждом городе. Такие школы есть даже не в каждом регионе. Родители ребёнка с нарушением зрения не обязаны отдавать своего ребёнка в такую школу, а имеют право отдать своего ребёнка в любую общеобразовательную школу.
Можно настаивать на том, что слепой и/или слабовидящий ребёнок должен учиться совместно с нормально развивающимися сверстниками в ближайшей к дому школе или ином общеобразовательном учреждении, которое выберут для него родители. С одной стороны это право прописано в 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации». С другой стороны возникает масса вопросов:

 

 

Практика показывает, что, как правило, слепые дети, попадая в массовую школу, или находясь в образовательном холдинге, под тем или иным предлогом выводятся на индивидуальный образовательный маршрут. Раньше это называлось надомное обучение. Сейчас, когда информационно-коммуникационные технологии позволяют обеспечивать on-line трансляцию и создавать эффект присутствия, можно организовать виртуальное присутствие ученика на уроке.


Таким образом, обучение слепых и слабовидящих по индивидуальному образовательному маршруту на деле оказывается самым обыкновенным самообразованием дома. Педагоги не могут дать ребёнку тот объём знаний, умений и навыков, который ребёнок получил бы находясь в школе, в классе и обучаясь вместе со всеми.
При этом в специальной (коррекционной) школе предусмотрены коррекционные занятия: чтение и письмо по системе Л. Брайля; пространственная ориентировка; социально-бытовая ориентировка и т.д. В условиях инклюзии ничего этого нет.


Как можно удалённо, используя персональный компьютер, микрофон и видеокамеру научить ребёнка читать и писать по-брайлю? Как можно поставить ему руку с грифелем, научить и помочь отслеживать строки в приборе? Как можно дистанционно реализовать основную специфику обучения слепых детей, реализуемую в наглядно-практическом методе: когда педагог должен все материалы дать ребенку в руки и действовать с ним совместно накладывая свои руки на руки ребенка? Если со зрячими детьми активно и эффективно используется словесный метод,  который  дает не плохой результат, то у слепых детей использование только словесного метода приводит к вербализму: за словами педагога у ребенка нет образов, он не понимает истинную суть материала, ведь мы должны понимать, что для слепого ребенка реально существует только то, что он непосредственно держал в руках. У зрячих детей вопрос обогащения представлений легко решается использованием разного рода не дорогой наглядности: видеоматериалы, фотографии, электронные и печатные иллюстрации и т.д. Со слепыми детьми можно конечно использовать макеты, модели и рельефно-графические рисунки. Но во-первых подобными пособиями даже специальные школы не укомплектованы в должном объёме, каждому ребенку обучающемуся дистанционно никто не предоставит. Во-вторых, без грамотной совместной работы с педагогом, пособия не принесут много пользы, особенно в начальной школе.


Если же мы хотим совместить систему специального образования и реализовать принципы инклюзивного образования, то эта модель должна учитывать интересы всех участников образовательного процесса и финансироваться в должной мере, а не по остаточному принципу.

Комментарии:
Вернуться назад

Поиск по сайту

Облако тегов

Accessibility WCAG Архитектурная доступность Библиотека Встречи ГОСТ Доклад Доступность ИКП ИКП РАО Информационная доступность Круглый стол Курсы Образование Опрос Ориентирование и мобильность Педагогам Повышение квалификации Позитивный контент Пресс-релиз Пространственная ориентировка Путешествие РИФ+КИБ Реабилитация Ретинопатия недоношенных Родителям СМИ СФГОС Семинар Слабовидящие Слепые Спутниковая навигация ТСР Тифлокомментарий Тифлотехника Фильм Фоторепортаж Школа

© 2007—2017, Алексей и Марта Любимовы
Контакты

Яндекс.Метрика