О человеколюбивых сайтах

И пока в Праздничном марафоне наметился перерыв, мы переведем дух и расскажем о том, как были выбраны победители специальной номинации «Самый доступный сайт в Позитивном Рунете». Главным экспертом в этом вопросе выступил Алексей Любимов, научный сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения "Института коррекционной педагогики Российской академии образования". Именно он и рассказал нам, как велся анализ Позитивных сайтов в этот раз.
«В этом году на конкурс поступило очень много интересных сайтов. Сложно было выбрать из них «Самый доступный сайт в позитивном Рунете». Радовало большое количество ресурсов с авторским контентом. Сайты, сделанные не для того, чтобы он был, а чтобы его посещали, читали и пользовались размещенной на нем информацией.
Поскольку номинация называется «Самый доступный сайт», то в качестве критериев оценки мы взяли международный стандарт доступности веб-ресурсов WCAG 2.0.
Из числа претендентов на победу в нашей спецноминации сразу были исключены сайты, размещенные на сервисах, предлагающих конструктор сайтов, например, *.ucoz.ru, *.narod.ru и т.п. К сожалению, конструкторы сайтов не предлагают пользователю шаблоны дизайна, отвечающие стандарту доступности. Также, многие функции таких сайтов недоступны пользователям, работающим на ПК со вспомогательными технологиями.
Критерии оценки были просты: 
•Чёткая и очевидная структура сайта и дизайна;
•Подписанные альтернативным текстом изображения;
•Возможность управлять медиаконтентом;
•Доступность различных форм и отсутствие captcha или наличие альтернативного работающего способа подтверждения «человечности».
Этим критериям в максимальной степени соответствовали два сайта, они и стали победителями спецноминации: 
◦Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года / Калужская обл., г. Малоярославец
Самый доступный сайт в позитивном Рунете
◦Сайт Педагога Евгения Веснина / г. Санкт-Петербург
Самый доступный сайт в позитивном Рунете
Основные ошибки, регулярно встречающиеся на сайтах участников «Позитивного контента»: 
1.Отсутствие чёткой и очевидной структуры
 На каждой странице сайта должна быть соблюдена структура: главное, основное, вспомогательное и т.д. Каждая из этих областей должна быть обозначена тегом header (…) При этом обязательно соблюдение иерархии размещения заголовков, т.е. от заголовка 1-го уровня к заголовку 6-го уровня. К сожалению, очень много прекрасных сайтов пренебрегают этой нормой. Либо заголовки есть, но они размещены как попало и не позволяют выстроить структуру страницы, либо заголовки отсутствуют, а в место них имеется цветошрифтовое выделение. Визуально это выглядит заголовком, но вот формально и для вспомогательных технологий это уже не работает.
2.Альтернативный текст для изображений
 Размещая графическое изображение, значок навигации, фотографию, иллюстрацию к тексту и т.д., необходимо его описать в тегах alt и title. Во многих рекомендациях говорится, что достаточно использовать только тег alt, однако нужно использовать оба тега, т.к. в разных обозревателях разные вспомогательные технологии не всегда используют содержание тега alt, предлагая пользователю информацию из тега title.
3.Управление медиаконтентом
 Сейчас очень модно использовать слайдеры для показа фотографий и иной информации. Эти слайдеры имеют несколько недостатков, в аспекте обеспечения доступности: » автоматическое включение слайдшоу; » отсутствие альтернативного текста для демонстрируемых слайдов; » отсутствие возможности управлять демонстрацией с клавиатуры; » отсутствие возможности остановить или выключить слайдшоу.
Также в этом же пункте нужно отметить встроенное видео, которым не всегда можно управлять с клавиатуры, и которое не имеет, как минимум, краткого описания всего видеофрагмента.
4.Формы и captcha
К сожалению, многие формы на сайтах финалистов страдают типичными для Рунета болезнями: » отсутствие подсказок при заполнении. Например, рядом с полем «Контактный телефон» можно указать, как нужно вводить этот контактный телефон +7 900 123 4567. При этом речь идёт не о всплывающей подсказке при наведении мыши на поле ввода, а именно текстовая подсказка рядом с полем ввода. » сброс всех введённых данных при возникновении ошибки при заполнении. Например, пользователь допустил опечатку при вводе адреса электронной почты и система просит повторить ввод адреса. При этом все поля формы очищаются от ранее введенной информации. Ведь можно сохранить все, очистив только поле с ошибкой или не очищать его, а указать на ошибку диалогом с человекопонимаемой инструкцией. » ввод captcha (графический код подтверждения), не имеющий альтернативный способ ввода. Конечно, есть много ресурсов, которые просят ввести результат примера (сумма или разность), однако наличие captcha всё ещё остаётся большой проблемой для пользователей при взаимодействии с интернет-ресурсом.
Надеемся, что в 2015 году авторы и разработчики сайтов, поданных на конкурс «Позитивный контент» учтут всё вышеизложенное, и тогда мы сможем увидеть ещё больше хороших, интересных и доступных для всех категорий пользователей ресурсов в Рунете!».
Дата публикации: 30.12.2014
Источник публикации: Всероссийский конкурс сайтов для детей, подростков и молодежи «Позитивный контент 2014»

Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/tiflolab/lyubimov.su/docs/netcat_template/class/169/RecordTemplateFull.html on line 93